"Какими бы мы были умными и добрыми людьми..."
Разговор о пользе чтения, о необходимости чтения шел в диалог-клубе «Подросток» на страницах № 4 нашего журнала за этот год. Читательские письма и отклики, поступившие в редакцию, подтверждают важность темы, поднятой на страницах «Уральского следопыта».
КНИГИ —ЭТО ХЛЕБ, ВОЗДУХ…
Мне 35 лет. С семнадцати работаю на Верхне-Сергинском болотном заводе. Двадцать лет являюсь постоянной читательницей нашей поселковой библиотеки. Доходило до того, что переселяли библиотеку — переезжала и я Так что искренне и с полным правом поддерживаю призыв: «Ни дня — без странички!».
Забот очень много: семья, свой дом, хозяйство. Все я делаю сама. Соседи удивляются: «Лиля, как ты успеваешь содержать дом и хозяйство в чистоте и порядке, и еще — постоянно с книжкой?» А для меня книги — это хлеб, воздух… Хотя в доме у нас книг мало. Мы покупаем хорошие книги, прочитываем всей семьей и сдаем в библиотеку. У меня два сына — восьмиклассник и пятиклассник, оба учатся на отлично. Читать я их научила с пяти лет, с шестилетнего возраста записала в библиотеку.
«Читающие люди всегда интересны» — я вижу это по своим сыновьям: с ними и взрослым интересно разговаривать. Не к каждому человеку даже с жизненным опытом приходит мудрость. Но книги могут научить ей каждого. Спасибо вам за очень нужную публикацию.
Л. Г. Кобякова, Свердловская область г. Верхние Серги
КАЖДОМУ—ПО СВОЕМУ ВКУСУ
Разговор о литературе на страницах вашего журнала считаю искусственным. Давайте откровенно и по-честному посмотрим.
Стало, и уже давно, традицией при описании подростка, совершившего преступление, ссылаться на его любовь к детективной литературе… Природа не терпит пустоты, вот отсюда и начнем. Телевидение, журналы, киноэкран, «кинопанорамы» расскажут и опишут в краткой, а зачастую и в развернутой форме всю суть того или иного классического произведения. И подросток прекрасно знает это. А хороший детектив разве так же доступен? Разве можно достать его свободно? Ведь это значит — иметь дело с книжным спекулянтом, «жучком», как их называют…
Если и попадет детектив на экран — получается стандарт, и только: мудрый полковник, обязательно бросивший курить и страдающий от этого, новичок или знаток-следователь, перед операцией по задержанию обязательно жалеющий о пропавшем билете в кино, театр… Взрослых эти ходячие модули не устраивают, а что говорить о подростке? Он прочитал заметку в «Комсомолке»: «…при задержании опасного преступника… наградить… посмертно…» — вот и ищет парнишка о нем, о герое. Может, сам милиционером или следователем станет…
Что касается классики, мы делаем читателей сами. Классика — наше достояние, мы должны ее знать, любить, но для этого надо работать. Забыты такие формы, как постоянные читательские конференции, отзывы о прочитанной книге, многое-многое другое. Да простят меня учителя, но в большинстве школ к классике внушается, мягко говоря, отвращение; по себе знаю, хотя и школу окончил с медалью, а осознанно прочел и полюбил книги уже после школы. Да простят меня библиотекари, но книги нынче сами «не приходят» — их нужно добывать, ведь у вас, на Урале, кругом промышленные гиганты, шефы…
Так что не надо разделять детективы и классику. Если бы в поликлинику вас записали только после осмотра врача — понравилось бы?! Маленький Володя Ульянов любил книги о путешествиях и приключениях… Как мы можем знать, чем обернется детское и юношеское увлечение? Должно быть все: и «Инспектор Лосев», и «Дон Кихот» — каждому по своему вкусу.
Е. И. Цуканов, врач, председатель первичной организации общества книголюбов, г. Рига
ЧТО МОЖЕТ ПОМОЧЬ ДУШЕ?
…Литература — это жизнь, и не та жизнь, которая отведена каждому из нас и составляет лишь промежуток времени и тесный квадрат места, в котором человек вынужден находиться. Заметьте: физически находиться. Душа же, свободная, вольна гулять по всем пространствам прошлого, настоящего и будущего.
Что может помочь душе в ее мировых скитаниях? Только литература. Она на ноги: поставит и путь укажет, и только с ее помощью можно понять смысл сущего. Пусть утверждают, что те, кто писали книги, сами жили в определенном месте и в определенное время, ели мясо и кашу, покупали шляпы и платье, совершали массу ошибок… Они, в свою очередь, жили книгами, написанными до них, перенимали опыт жизни и шли дальше, открывая человеку все новые истины.
Валерий Климов, г. Челябинск