Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Международный мастер фотографии

В 1968 году, когда начала выходить газета «Вечерний Челябинск», хозяином редакционной фотолаборатории стал… капитан милиции, сотрудник уголовного розыска. Да, офицер милиции, у которого совсем неплохо шли дела по службе; который заканчивал Московскую высшую школу милиции, решился в тридцать два года «уйти в отставку» и заняться новым для него и не менее хлопотным делом.
В судьбе Сергея Васильева, а знаю его давно, я вижу несколько разных поворотов, после которых жизнь начинала течь совсем по новому руслу, но в тоже время это было самое логическое ее продолжение. Одно вытекало из другого, несмотря на кажущееся противоречие.
Давайте представим его в начале жизненного пути — юношей с аттестатом зрелости, парнем из глубинного чувашского села, из безотцовской семьи — прошла война… Прошла война, десятилетка за плечами, впереди светлый мир. Все дороги хороши, выбирай! Сергей выбрал железную дорогу. В прямом смысле этого понятия — вооружившись молотком, вбивал неподатливые костыли в шпалы, ловко орудовал шпалоподбойкой.
Выбрал железную дорогу… Жизнь выбрала! Старший в доме должен был помогать матери, поднимать младших. Здесь выбор один — как можно скорее научиться самому зарабатывать хлеб. Война-то закончилась, но сколько лет мы еще трудно, ой как трудно жили после нее…
Он орудовал шпалоподбойкой, а мимо проносились поезда. Один был его — он повез наголо стриженного Сергея Васильева на военную службу в Челябинский гарнизон.. Служба как служба. Все нормально. Наряд, караул, боевая учеба. День за днем. Год за годом. И вот уже прощание со знаменем.
Куда дальше? Чаще всего домой. Значит, снова на железную дорогу, к «любимой» шпалоподбойке? Сергей не поехал. Нет, не испугался он нелегкого труда, не подумайте. Просто он к тому времени сделал выбор. И здесь произошел первый поворот в судьбе Васильева, крутой и для некоторых неожиданный.
Как раз в пору его увольнения в запас развернулась в Челябинске невиданная по темпам стройка. ФРГ отказала СССР в поставке газопроводных труб большого диаметра, из которых строятся магистральные нефтяные и газовые артерии. Нужно было строить свой цех. И гигантская (цех 26 гектаров) стройка развернулась на Челябинском трубопрокатном заводе.
Сергей отправился на гремевшую стройку. Не один — поднял за собой чуть не весь взвод, и эта  бригада славилась на стройке. Тогда и появилась в газете первая фотография Сергея Васильева. Нет-нет, не его работа, а портрет передовой бригады стройки, в которой работал и Сергей. Снимал, кстати, его будущий товарищ по фотоклубу Евгений Ткаченко, а портрет появился в «Челябинском рабочем», при котором был создан фотоклуб. Потом и в этой газете, во многих газетах страны и за рубежом появится снимок первой трубы стана «1020» с надписью: «Труба тебе, Аденауэр!».
Кстати, именно в ту пору на одну из первых зарплат он купил фотоаппарат. Есть какие-то предметы обихода, символизирующие жизненную самостоятельность,— фотокамера, гармошка, гитара… Сергей купил фотоаппарат.
Но стройке конец, снова вопрос: «Куда дальше? На новую стройку?» Знаю людей, которые всю жизнь кочуют из края в край. Васильев не из таких, он при всей своей легкости на подъем… домосед. Но тут и наступил новый поворот в судьбе. По партийной рекомендации молодой коммунист Васильев идет работать в милицию.
И здесь начал работать Сергей «как положено». А когда человек делает свое дело как надо, у него и в жизни все складывается ладно. Не будем сейчас описывать погони и засады, приводить примеры схваток с преступниками — не любит об этом Васильев. Дослужился до капитана. А увлечение, ставшее любимым делом, привело в Челябинский фотоклуб. И наступила пора, когда пришлось повесить капитанскую форму в шкаф (она так и висит там по сей день), потому что новый поворот — Васильев становится профессиональным фотографом, сотрудником «Вечернего Челябинска».
Уже восемнадцатый год изо дня в день публикует он на страницах «Вечернего Челябинска» свои снимки. Даже если по фотографии в день — это более пяти тысяч! На самом деле куда больше, ведь в номер идет и фоторепортаж из нескольких кадров, а то и просто несколько фотографий из разных мест…
Вот такой ритм, такая нагрузка. А еще он руководит фотосекцией Челябинской организации Союза журналистов СССР, активно работает в фотоклубе, недавно стал его руководителем. При этом он один из активнейших участников всесоюзных и международных выставок и конкурсов. И награды на них завоеваны самые высокие, причем не по одной в году…
Назову некоторые. Самый первый  успех — 1964 год, международный конкурс «Комсомольской правды». Более двадцати лет назад… Первый фотографический «Оскар» — приз «Золотой глаз» Всемирной выставки пресс-фотографии «Уордлпрессфото» (Амстердам) завоеван в 1978 году. Теперь их у него четыре. Такого исключительного случая выставка, имеющая многолетнюю историю, не знает. Рецензенты уже начинают писать о «феномене Васильева». Посудите сами: в этой выставке мечтают участвовать тысячи фотокорреспондентов со всех материков земли, они присылают в интернациональное жюри многие тысячи работ. Работы для жюри анонимны, голосование тайное. И потом жюри само удивляется: «Так это снова Васильев!».
Сергей Григорьевич — постоянный участник и выставки «Интерпрессфото», которую устраивает Международная организация журналистов. В 1979 году он получил на ней свою первую (и сразу золотую!) медаль. В 1984 году двойной успех — он завоевал на «Интерпрессфото-84» золотую и бронзовую медали. Страны Балтийского моря и Скандинавского полуострова проводят выставку «ИФО-Сканбалтпк» — «Балтийское море должно быть морем мира». Васильев завоевал здесь Гран-при, и в следующую выставку была устроена его персональная экспозиция.
Его персональные выставки устраивались в Софии, Ростоке, Шауляе, Вильнюсе, Перми, неоднократно в родном Челябинске. Работы Васильева экспонировались на Кубе и в Голландии, в ГДР, Болгарии, Чехословакии, Испании, Югославии, Польше, в других странах, а снимки публикуют фотографические журналы многих стран — от Скандинавии до далекой Австралии…
Вот такие повороты судьбы… Железнодорожник путеец, солдат, строитель, инспектор уголовного розыска, фотожурналист. И постоянное накопление жизненного опыта, постоянные наблюдения жизни. Он снимает всегда. В рабочие будни и воскресные дни. Он снимает во время отпуска, где бы его ни проводил, в родной деревне Малые Кибечи Чувашской АССР, и тогда появляется на выставках «Родная деревня» или щемящий «День Победы. Мама», на Карпатах, в Болгарии, Югославии, Австрии, Чехословакии, Польше, Венгрии, на озере Чебаркуль, в прибалтийских городах… Кто-то скажет: «Конечно, столько поездил, есть где поснимать!» Но он побеждает на самых высоких конкурсах снимками, сделанными в обычной жизни, в родной среде. Идет для газеты на съемки юбилея родильного дома и помимо газетного задания приносит серию «Человек родился», удостоенную «Золотого глаза». Рядом с собственным домом сделан кадр «Материнские заботы» — золотая медаль «Интернрессфото-84». В родных местах снята веселая «Деревенская драка»— снова «Золотой глаз»…
Просто он умеет видеть.
К выходу этого номера «Уральского следопыта» мой рассказ о Васильеве устареет — появятся в его послужном списке новые записи о творческих успехах. Прежде, чем отправить рукопись в редакцию, впишу еще хоть один факт.
Международная организация журналистов (ее штаб-квартира находится в Праге), объединяющая журналистов многих стран, присвоила Сергею Васильеву звание «Международный мастер пресс-фотографии». В решении сказано: «За особые заслуги в развитии международной журналистской фотографии…»
Вообще, в этом месте, не по грамматическим правилам, а по смыслу, надо ставить запятую. Рад, что так много лет знаю Сергея Васильева и что могу утверждать: точку ставить рано…



Перейти к верхней панели