Мало кому сегодня знакомо имя этого человека.
Родился Иосиф Абрамович Каттель в 1897 году. Двадцатидвухлетнего юношу, члена партии большевиков, дороги гражданской войны привели в Челябинск в 1919 году в составе V армии М. Н. Тухачевского. Он был откомандирован в распоряжение Сибревкома для работы заведующим отделом Челябинского губревкома. Через 15 лет И. А. Каттель снова оказался здесь.
Дипломированный инженер, побывавший с группой молодых специалистов в Ахмерике, он приехал возглавить строительство челябинского завода крупных станков. До этого он строил жилые дома в Москве, был главным инженером героической Магнитки, начальником строительства Комсомольска-на-Амуре…
«Высокий, с худощавым лицом человек, похожий одновременно на Мефистофеля и партизанского командира Левинсона»,— таким его увидела писательница Сюзанна Люм, побывавшая в Комсомольске-на-Амуре.
Строительство завода-гиганта, сметная стоимость которого определялась в 440 миллионов рублей, развернулось на площади в 600 гектаров. Каттеля торопили: необходимо было как можно быстрее оснастить молодые советские заводы новым станочным оборудованием.
Дерзость и вдохновение двигали людьми. Впервые в стране директор Станкостроя решает применить сборные железобетонные конструкции.
— Сумасшествие. Ненужные эксперименты,— досадовали одни.
— Риск! Неоправданный риск!— наступали другие.
— Инженеры, а рассуждаете, как мужики, впервые увидевшие чугунку,— подтрунивал директор-новатор над ними.
Риск! Он, человек, прошедший школу многих строек, не очень-то боялся риска. Да и оправдан он был: в пять раз сокращалось расходование лесоматериалов, вдвое — число рабочих, сроки работ — минимальные.
И сегодня еще надежно и верно служат каттелевские колонны, поддерживая крыши огромных цехов.
25 августа 1934 года Станкострой посетил Г. К. Орджоникидзе.
— Мне очень понравилась ваша работа, ваш порядок,— сказал он на митинге.— Дело у вас идет хорошо. Ваш завод — первый в Советском Союзе, который строится из сборного железобетона; такие заводы имеются пока только в Америке.
В мае 1935 года завод был пущен. И. А. Каттель и бригадир плотников знатный стахановец стройки Н. К. Скубенко были награждены орденами Ленина. А в 1936 году Станкострой завоевал первую премию на конкурсе лучших строек Наркомтяжпрома.
Рабочие уважали и любили своего руководителя: он был с ними и в деле, и на отдыхе. В газете «Ударник» тех лет можно увидеть шарж на директора, рост которого был под два метра, с незлобивым четверостишием:
Комсомольцы года два
Ждут без передышки.
Ну хотя бы вот такой…
Парашютной вышки.
Представить себе рисунок не трудно. Внял директор: парашютная вышка для станкостроевцев была построена.
Каттель был очень подвижным, энергичным, вездесущим. У него был ораторский дар. Все знали его привычку: выходя на трибуну, он обычно снимал галстук и с необычайным вдохновением разъяснял, доказывал то, что было темой его выступления. На собравшихся его энтузиазм так действовал, что после его выступлений люди работали еще лучше.
Он никогда не приказывал, а просил, выдвигал перед подчиненными очередные задачи. Ироничный и доброжелательный, требовательный и заботливый, Иосиф Абрамович Каттель быстро находил общий язык с рабочими.
Сегодняшнее трижды орденоносное производственное объединение «Завод имени Орджоникидзе» — памятник делу, той героической работе коллектива, которым руководил И. А. Каттель.