Поначалу Челябинская крепость была наипервейшей во всем крае, центром Исетской провинции. Потом провинцию ликвидировали, крепость тоже, а Челябинск стал во главе уезда. В этом качестве он и был до самой революции.
В крепости Челябе улиц не было — казармы, провиантские амбары, воеводский дом да пороховой погреб, за крепостным тыном — казачьи избы, все вразброс. Здесь была и площадь с деревянной Никольской церковью. Когда стены убрали, площадь раздалась, и поставили на ней каменный Христорождественский собор. На площади бойко велись торги, потому и звалась она Большой Торговой, или еще Соборной. Ныне она носит имя Е. М. Ярославского. Отсюда и пошли первые челябинские улицы.
Старейшая — Сибирская (ныне Труда) — именовалась так потому, что на ней стояли Сибирские ворота крепости.
Поначалу главной в городе была Христорождественская-Болыпая. Потом первенство перешло к Уфимской, с нее шел путь в Европу. Продолжение Уфимской носило название Екатеринбургской улицы, с нее начиналась дорога на Екатеринбург.
До революции четыре улицы города именовались бульварами. Были это обыкновенные окраинные улицы. В советское время бульвары переименовали. Южный — это проспект Ленина, Западный — Свердловский, Северный — улица Калинина, Восточный — улица Могильникова. По этим улицам и можно судить о тогдашних размерах Челябинска. Это всего лишь несколько кварталов в центре города.
В начале девяностых годов прошлого века Челябинск вдруг очнулся от векового сна уездного захолустья, и день его пробуждения запечатлен документально — 25 октября 1892 года. Разбудил городок гудок паровоза, доставившего первые грузы и пассажиров из Златоуста.
Через четыре года стальные рельсы соединили город с Екатеринбургом. Побежала «чугунка» и на восток, а потом и на Троицк, Кустанай. Стал Челябинск перекрестком стальных магистралей, крупным железнодорожным узлом. Связались в нем четыре железные дороги: Самаро-Златоустовская, Пермская, Сибирская и Троицкая.
Там, где сходятся пути-дороги, роится торговый люд. И потянулись в Челябу пускать капитал в оборот воротилы торгового мира России. На выросших в одночасье торговых домах, конторах, магазинах закрасовались кичливые вывески знатных купеческих фамилий. Обосновались здесь и представители зарубежных торговых фирм. Челябинск сразу вошел в десятку крупнейших торговых центров страны.
Первый паровоз встретили не более десяти тысяч челябинцев. Через какие-то пять лет их число удвоилось, а в 1909 году в городе было уже 60 000 населения.
Понятно, что на старых улицах, втиснутых в бульварный прямоугольник, городу стало тесно.
Станция была построена в трех верстах от города в Никольском казачьем поселке и вскоре уже обросла огромной Привокзальной слободой. Пригородная слобода выросла вокруг Шоссейной улицы, которая соединила центр города со станцией. Шугаевская слобода была более известна как Порт-Артур. Восточнее ее вдоль Сибирской дороги выросла Сибирская слобода. За плужным заводом «Столь и К0», единственным в городе, вросли в землю халупы Колупаевки, второе название она имела еще неблагозвучнее — Грабиловка.
На челябинской карте почти не осталось улиц с дореволюционными названиями. Они либо переименованы, либо исчезли под кварталами новых микрорайонов.
Остались имена старинных поселков Смолино, Першино, Шершни, Сухомесово, Федоровка, Фатеевка, Исаково, Чурилово. Они носят имена первопоселенцев, в большинстве казаков Челябинской крепости, пожелавших жить своим хозяйством на выселках. В Заречье остались старые названия улиц — Каслинская, Кыштымская, Тагильская, Набережная, Кожевенная, Береговая. Возле вокзала напоминают о старом Челябинске улицы Переселенческая, Юргамышская, Шумихинская и Курганская. Памятью о Сибирской слободе остался поселок Сибирский переезд. Порт-Артур исчезает на наших глазах, на его месте встают кварталы Ленинского района.
Что же, о потере таких «памятников» прошлому сожалеть нечего, они совсем не украшали город.
В архиве Челябинского обкома партии сохранился интересный документ о том, как через полгода после освобождения города от колчаковщины исполком городского Совета переименовал ряд центральных площадей и улиц Челябинска в честь павших героев.
«Поручить горкоммунальному хозяйству озаботиться изготовлением в срочном порядке вывесок на углы улиц и номеров для домов и по изготовлении издать приказ, что улицы переименовываются согласно прилагаемым названиям».
Это решение имело тогда огромное агитационное значение.
Площадь Павших Революционеров, улица имени Колющенко. Эти названия связаны между собой.
На заводе «Столь и К0» Дмитрий Васильевич Колющенко был вожаком рабочих. Член партии большевиков с начала века, активный участник первой русской революции.
В семнадцатом году он был избран в городской Совет, а в ноябре семнадцатого в Военно-Революционный комитет, где стал заместителем председателя ревкома.
Более чем на кого-либо из «совдеповцев» были злы на Колющенко «бывшие». Удивительно ли, что был он в числе первых советских активистов, схваченных после мятежа белочехов. В числе первых и сложил он голову.
Под шашками казачьего конвоя в ночь на 4 июня 1918 года у Белых казарм на Казарменной площади погибли еще четыре советских активиста: П. Н. Тряскин, Ш. И. Гозиосский, М. А. Болейко и В. И. Могильников.
Челябинские улицы носят имена П. Н. Тряскина, М. А. Болейко и В. И. Могильникова. Улица имени Колющенко выходит к проходной завода, на котором он работал. Завод носит его имя. Здесь работали дети Дмитрия Васильевича, сегодня трудятся внуки. Дом, в котором шили Колющенко, стал музеем рабочего-болыпевика.
Мемориальная доска установлена на здании бывших Белых казарм на площади Павших Революционеров. В будущем на ней будет установлен памятник. Площадь станет началом сквера революционной славы челябинцев.
В 1917 году челябинскую партийную организацию возглавляли С. М. Цвиллинг и Е. Л. Васенко. Они же стояли и во главе Челябинского Совета. С. М. Цвиллинг был делегатом VI партийного съезда. Е. Л. Васенко участвовал в работе исторического II съезда Советов. Самуил Цвиллинг погиб в схватке с дутовцами под Оренбургом, будучи комиссаром ВЦИК по Оренбургской губернии, весной 1918 года. Через несколько месяцев не стало Евдокима Васенко.
На доме, в котором жил С. М. Цвиллинг, на улице его имени установлена мемориальная доска, а в сквере памятник-бюст. Имя С. М. Цвиллинга носит Челябинский драматический театр.
В первых боях с белочехами пал командир Челябинского красногвардейского отряда С. Я. Елькин. Он организовывал Красную гвардию в городе, возглавлял Совет. В колчаковской тюрьме погиб бывший рабочий мельницы Архипова, комиссар красногвардейского отряда А. П. Воробьев.
В Уфимской тюрьме были зарублены многие челябинские подпольщики. Из числа павших подпольщиков увековечены в названиях городских улиц Д. Д. Кудрявцев, 3. И. Лобков, С. А. Кривая, Л. Р. Лепешков, М. В. Карабанов…
Память о героях гражданской войны, участвовавших в освобождении Южного Урала, сохранилась в названиях улиц.
Маршал М. Н. Тухачевский командовал Пятой армией в сражении за Челябинск. Бригадой 27-й дивизии, занявшей Челябинск и отличившейся в боях за него, командовал К. А. Нейман. Он закончил гражданскую войну комдивом, был организатором советского танкостроения.
Волжский полк Степана Вострецова первым ворвался на станцию Челябинск. С. С. Вострецов — самородок
из народа, чей полководческий талант проявился в боях за власть Советов. До революции он работал кузнецом в уральских городах, в том числе и в Челябинске. О подвигах героя говорят награды — четыре боевых ордена Красного Знамени.
Есть в городе улица Евтеева. Член партии с 1905 года, организатор Красной гвардии на станции, В. И. Евтеев в двадцатые — тридцатые годы возглавлял Железнодорожный райком партии.
Увековечено в городской топонимике имя маршала Блюхера. Челябинск — начало его полководческой деятельности. Здесь впервые проявился его талант военачальника. В. К. Блюхер возглавлял Челябинский ревком. На Южном Урале он заслужил первый свой орден — первый в стране боевой орден Красного Знамени.
В легендарном рейде по тылам белых, за который и был удостоен высокой награды В. К. Блюхер, его помощниками по командованию партизанской армией были Николай и Иван Каширины. Впоследствии братья стали крупными военачальниками. Одна из улиц носит имя братьев Кашириных.
В первые пятилетки город родился заново и в новом качестве.
Десятки тысяч энтузиастов со всех сторон страны ехали поднимать челябинские заводы, а потом становились его рабочими. И вокруг новых заводов вырастали на пустырях многоэтажки соцгородков.
Уралобком направил на Тракторострой И. С. Белостоцкого. Участник трех революций, ученик В. И. Ленина в Лонжюмо, он был назначен начальником снабжения стройки. Большую часть жизни И. С. Белостоцкий отдал ЧТЗ. В годы войны, несмотря на преклонный возраст, он возглавлял один из цехов. Тремя орденами Ленина наградила Ивана Степановича Родина. Ему первому челябинцы присвоили звание почетного гражданина города.
У истоков Тракторостроя стоял К. П. Ловин, член КПСС с 1910 года, участник Октябрьских событий в Петрограде.
Кто еще дал имена улицам Тракторозаводского района?
Первый секретарь Тракторозаводского райкома партии Ф. И. Савин. Это был коммунист принципиальный, умеющий личным примером повести за собой. Он погиб на фронте. Вожак тракторостроевской молодежи Коля Самохин. Умер он трагически рано.
Челябинск вошел в историю Великой Отечественной войны как Танкоград, здесь находился Наркомат танкостроения и. крупнейшее его предприятие — Челябинский Кировский танковый. Так стал называться ЧТЗ, объединенный с эвакуированными заводами —Кировским из Ленинграда и дизельным из Харькова. Танкоградцы отправили на фронт 18 500 танков и тяжелых самоходных артиллерийских установок.
Память о Челябинском Кировском танковом заводе в названиях улиц Ленинградской и Харьковской, поселка Киргородок, построенного для кировцев. К 40-летию Победы была увековечена и память о самом Танкограде. Одна из крупнейших магистралей Тракторозаводского района теперь носит название проспект Героев Танкограда.
Одна из улиц района носит имя Ж. Я. Котина. Перед войной он был главным конструктором Кировского завода в Ленинграде и руководил созданием тяжелых танков. Конструкторы Танкограда под его руководством разработали 13 моделей тяжелых танков и самоходных установок. В годы войны Ж. Я. Котин совмещал обязанности главного конструктора завода и наркома танкостроения.
Незнакомому с историей Челябинского металлургического завода названия улиц Алчевская, Липецкая, Электростальская мало что говорят. А ведь в них истоки Челябинского металлургического: Алчевский и Липецкий металлургические заводы, подмосковная Электросталь и сталинградский «Красный Октябрь» — вот чьим оборудованием, эвакуированным буквально из-под носа захватчиков, под бомбежкой и обстрелом, начинались первые цехи завода на Урале, чьи специалисты их возводили, выплавляли первую челябинскую сталь.
Есть в Металлургическом районе улица генерала Комаровского. Он прибыл на строительство завода во главе саперной армии из-под Сталинграда, в начале 1943 года. Боевая работа коллектива «Челябметаллургстроя», руководимого им, позволила через девять месяцев с начала строительства рапортовать Государственному Комитету Обороны о завершении первой очереди завода. За умелое руководство важнейшими стройками страны генерал армии А. Н. Комаровский был удостоен званий Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской ж Государственной премий. Он кавалер семи орденов Ленина.
Конечно, 9 мая 1943 года никто из челябинцев не знал, что этот майский день станет одним из самых светлых советских праздников, но то утро было торжественным. Тысячи людей собрались на улице Кирова, бывшей тогда главной, на площади у Главпочтамта. Челябинцы на собранные средства снарядили танковую бригаду и другие воинские подразделения Уральского добровольческого танкового корпуса, послали в них лучших своих сынов. В то майское утро состоялись торжественные проводы добровольцев на фронт.
Среди тех, кто уходил в этот день на фронт, были механик-водитель Федор Сурков, стрелок-радист Александр Марченко, санинструктор Константин Рождественский. Их имена, ставшие названиями челябинских улиц, вписаны в одну из наиболее ярких глав боевой летописи Челябинской танковой бригады.
Танк «Гвардия», в котором воевали Сурков и Марченко, шел головным к центру Львова. Таков был приказ комбрига: Марченко было поручено поднять красный флаг над городской ратушей.
На рассвете второго дня боев прорвались к ратуше. В танк стрелок-радист не вернулся. Марченко выполнил приказ комбрига — красное знамя пламенело над ратушью. Но автоматная очередь срезала его, когда он возвращался к своим. На помощь ему бросился санинструктор Рождественский, пуля сразила и его…
В пятидневных боях за Львов экипаж «Гвардии» уничтожил пять танков, самоходное и три противотанковых орудия, бронетранспортер, несколько пулеметов, склад боеприпасов и до сотни гитлеровцев, Танк «Гвардия» сгорел, экипаж его почти в полном составе покоится в братской могиле на холме Славы во Львове. Венчает холм бронзовая фигура солдата со знаменем. Его прообразом стал Александр Марченко. Лишь один из «Гвардии» встретил Победу — Федор Сурков, он был удостоен звания Героя Советского Союза.
Улицы Челябинска носят имена начальника политотдела Уральского добровольческого танкового корпуса И. Ф. Захаренко, Героя Советского Союза истребителя танков Николая Худякова, Ивана Гончаренко, чей танк первым из корпуса пришел на помощь восставшей Праге и сегодня стоит на пьедестале как памятник братству советского и чехословацкого народов.
В танковых сражениях стал дважды Героем Советского Союза челябинец майор С. В. Хохряков, Он погиб, командуя танковым батальоном, в последние дни войны на подступах к Берлину. Улицы города — памятники уральцам Героям Советского Союза: разведчикам Н. И. Кузнецову и Ф. И. Безрукову, артиллеристам П. И. Пономареву и А. В. Обухову, летчикам И. Г. Газизуллину, В. В. Шарову и В. Д. Луценко, снайперу Н, В. Ковшовой, минометчику В. Ф. Саблину.
Улицы города — памятники воспитанникам челябинского комсомола Владимиру Колсанову и Евгению Овчинникову. Вожак молодых колющенцев, а затем секретарь райкома ВЛКСМ, Владимир Колсанов воевал политруком в 96-й танковой бригаде имени Челябинского комсомола, погиб в боях под Курском. Самолет Евгения Овчинникова был сбит при выполнении боевого задания. Взятый в плен, он был замучен.
Челябинцу Л. В. Смирных звание Героя Советского Союза было присвоено осенью 1945 года посмертно. Он отличился в боях с японскими милитаристами при освобождении Южного Сахалина.
Первый поезд, пришедший в Ленинград после прорыва блокады, был из Челябинска. Он доставил продовольствие, собранное южно-уральцами для голодающих ленинградцев. И об этой помощи, как и о сотрудничестве в военные годы, участии челябинцев в боях за город Ленина памятует улица Ленинградская.
Сразу после освобождения Курской области челябинцы взяли над ней шефство. Только за полгода сюда было отправлено различных материалов, оборудования, вещей и продовольствия на четыре миллиона рублей. Память о шефстве — улица Курская.
Особенно большое участие приняли челябинцы в возрождении индустриальных центров Украины — шахт Донбасса, металлургических заводов Днепропетровска и Запорожья, восстановлении Днепрогэса. Напоминают о братской помощи украинскому народу улицы Донбасская, Артемовская, Макеевские, Кадиевская, Днепропетровская, Запорожская, Луганская…
Объекты номер один послевоенных пятилеток — каналы и ГЭС. В их сооружении участвовали челябинские тракторы и бульдозеры, челябинские специалисты. Названия каналов и электростанций в улицах: Волгодонская, Северокрымская, Каховская, Волгоградская, Цимлянская, Куйбышевская, Красноярская, Иркутская, Братская…
Из челябинских труб прокладывали газопроводы «Бухара — Урал» и с Тюменского Севера. Об этом напоминают челябинские улицы Бухарская и Тюменская.
Полвека в истории городов — отрезок времени незначительный, но за последние свои полвека Челябинск достиг всего, чем он славен сегодня. По сути дела, город заново вырос за пятилетки. Лишь кусочек его изначального центра, у реки в пределах улиц Красной — Коммуны — Российской, сохранился как историко-архитектурный заповедник.
Сегодня Челябинск — миллионер, входит в число крупнейших городов страны. Вклад челябинцев в хозяйственное и культурное строительство, индустриализацию и разгром фашистских захватчиков отмечен высшей наградой Родины — орденом Ленина.
Центр индустриальной области, Челябинск входит в десятку крупнейших промышленных центров страны. Его заводы (их более ста десяти) плавят и катают сталь, варят газопроводные трубы, выпускают мощные гусеничные тракторы и бульдозеры, скреперы, автогрейдеры, автоприцепы-тяжеловозы, краны и станки, приборы и инструмент. Промышленная продукция челябинцев — ферросплавы и электроды, лаки и краски, цинк и серная кислота, товары для народа — радиолы и радиоприемники, часы, обувь…
Названия городских улиц рассказывают, над чем работают челябинцы, что производят,— Абразивная, Машиностроителей, Металлургов, Приборостроителей, Сталеваров, Лакокрасочный переулок, Литейная и Сталелитейная, Трубная и Трубников, Ферросплавная, Цинковая, Часовая, Электростальская, Электродная…
Челябинск — один из крупнейших научных и учебных центров страны. Здесь более десяти высших учебных заведений, около сорока научно-исследовательских, проектных, конструкторско-технологических институтов. Более двадцати улиц названы в честь видных ученых.
В особом почете у челябинцев имя академика И. В. Курчатова, он родился на Южном Урале. Игорь Васильевич был организатором и первым руководителем атомной науки в СССР.
Челябинцы увековечили имя великого уральца в названии улицы и района. А сейчас на новой площади на завершении главной магистрали города — проспекта имени В. И. Ленина — воздвигается памятник И. В. Курчатову. Изваял его челябинский скульптор В. А. Авакян. Символично, что памятник выдающемуся деятелю советской науки встанет в центре района, который челябинцы называют Академгородком. Здесь сосредоточено большинство научно-исследовательских и учебных институтов города.
Основоположником отечественной металлургии, качественного сталеварения считается П. П. Аносов. Большую часть своей жизни он провел на Южном Урале, будучи начальником Златоустовского горного округа. Здесь он проводил свои знаменитые опыты по выплавке сталей особой прочности и открыл тайну булата. Не случайно в Челябинске — флагмане отечественного качественного сталеварения — увековечено его имя в названии улицы.
С Челябинском связано имя Я. В. Мамина — пионера отечественного тракторостроения, еще до революции он конструировал трактора. Яков Васильевич работал на ЧТЗ конструктором, здесь же трудились и его сыновья Николай и Владимир. Последние годы жизни Я. В. Мамин преподавал в институте механизации и электрификации сельского хозяйства. Улица имени конструктора Мамина находится в Тракторозаводском районе.
В «писательской кассете» более сорока улиц Челябинска. Литература родного края представлена Д. Н. Маминым-Сибиряком и П. П. Бажовым. Отмечен Н. Г. Гарин-Михайловский: он проектировал и строил главный ход Сибирского пути — железную дорогу в горах Южного Урала.
Есть в Челябинске улица имени писателя-интернационалиста Ярослава Гашека. В 1919 году в рядах Пятой армии он освобождал Южный Урал, в Челябинске вел работу среди иностранных солдат-военнопленных.
Разные памятники мы ставим славным делам наших предков, людям, жизнь свою, труд и талант отдавшим служению народу, служению Отечеству — в бронзе и камне, памятники в слове. Именные, мемориальные улицы — это памятники, их в Челябинске более двухсот. Все вместе они повествуют о его истории, о знатных его гражданах.
Город живет, летопись его продолжается. Улицы, названные в честь наших современников, пополняют список городских памятников в слове. Завтра они расскажут потомкам, чем жил и был славен Челябинск в пору своего 250-летия.