Викторина: какой ей быть?
Процитируем вначале письмо из города Горького — от 23-летнего Сергея Жгулева, который работает фотографом, учится в политехническом институте, наш журнал выписывает уже 12 лет.
«Сегодня я получил №12,— пишет Сергей,— и первым делом открыл его на страничке «Калейдоскопа». Я всегда так делаю. Особенно в конце и в начале года. Интерес мой, думаю, вам понятен. Конечно же: викторина!
И вот в № 12 я читаю: «быть или не быть викторине?» Ответ здесь может быть только один: конечно, быть!!! Смысл в ней есть — и немалый. Во-первых, отличный стимул — книга с автографом. Трудно представить что-нибудь более желанное для любителя НФ. Во-вторых: это же просто дьявольски интересно — искать ответ на вопрос о любимом предмете! В-третьих: «Уральский следопыт»— журнал для юношества, а викторина — это отличная тренировка памяти и внимания, так необходимых учащимся школ и вузов. В-четвертых: НФ викторина «Уральского следопыта» уникальна! (Передача ЦТ «Этот фантастический мир» не в счет). Ни один журнал (из доступных) не печатает ничего подобного! Я могу привести еще и в-пятых, и в 105-х, и все они в пользу викторины…
Вы пишете, что вопросы викторины чрезмерно усложнились. Это, по-моему, не совсем верно. Вопросы должны быть сложными — иначе на них неинтересно будет отвечать. Мне кажется, что их нужно разделить не только по турам, но и по возрастным группам. Ведь НФ любят и младшие школьники, а уровень знания НФ у студента третьего курса и у пятиклассника, согласитесь, различный…»
Письмо Сергея по поводу викторины — не единственное в почте отдела.
«Ежегодно ваша викторина позволяет прочитать заново много книг, до которых в обычное время не доходят руки,— пишет, например, из Миасса Игорь Воронов, работающий на Уральском автозаводе.— Я всего один раз послал свой ответ, но отвечаю на вопросы уже лет восемь. Поэтому я не представляю ваш журнал без викторины, да и просто не могу без нее…»
«Я принимал участие во всех выпусках викторины, даже находясь в армии,— читаем в письме Александра Почуева, шахтера из города Донского Тульской области.— А сейчас — что же? Закрыть эту увлекательнейшую игру, из которой можно почерпнуть огромнейшую информацию и которая вошла в твою плоть как что-то органическое?!»
Что ж, будем считать, что с вопросом: быть или не быть? — все ясно, ведь примерно о том же пишут и другие наши читатели. И те, кто не был прежде нам известен, поскольку отвечал на викторину «для себя». И наши старые знакомые, в том числе и такие, кто, как Александр, можно сказать, вырос на наших глазах. И не было — до сих пор — ни одного письма, в котором поощрялось бы решение отдела «заморозить» викторину…
Читатели пытаются отвечать и на второй, главный теперь для нас вопрос — какою же ей, викторине, быть? Но, видимо, все-таки робеют (как, в общем-то, и мы сами) перед сложившейся за многие годы традиционной ее формой: кардинальных, решительных преобразований не предложил пока никто.
Может быть, стоит отвлечься на время, позабыть об 11-летнем существовании наших викторин, вообразить: вот перед вами пустое место, чистые журнальные страницы, полнейший простор для вашей выдумки, эрудиции, смекалки! Вы же — любители фантастики, инерция мышления (согласно распространенным ныне дифирамбам в адрес НФ) должна бы быть у вас минимальной! Дерзайте же, на вас смотрят с надеждой, ждут результата пусть не все 385 тысяч наших подписчиков, но, во всяком случае, многие из них… Впрочем, стоп-стоп: а на самом-то деле — многие ли? Давайте-ка рискнем выяснить, наконец, и это!
Просьба к вам, читатели: пусть каждый, кто за викторину либо против нее (равнодушных, естественно, не спрашиваем, а контрдоводы — всегда интересны, особенно если они, подкреплены аргументами), сообщит нам письмом или открыткой свое мнение. Нам действительно пора бы знать, на кого же работает наша викторина: только ли (высказывалось и такое) на владельцев роскошных библиотек? Оттого укажите, пожалуйста, свой возраст и род занятий, а также — где берете фантастику для чтения: в собственных книжных шкафах? в библиотеке? у друзей и знакомых?
Отдел будет признателен за любые соображения — и не только о викторинах, но и о «Калейдоскопе» в целом. Ведь викторина не изолирована от него — о том свидетельствуют и нынешние ваши письма.
(Так, Ф. Колосов из Зеленокумска Ставропольского края пишет: «Мне кажется, полезны обзорные статьи. Нужно помочь читателю разобраться в различных направлениях в фантастике. За рубежом фантастику преподают в учебных заведениях. Пусть статьи в вашем журнале будут учебным пособием, а викторины заданиями…» Интересная мысль? Стоит иметь ее в виду, размышляя над новыми викторинами?)
Нам, разумеется, очень хотелось бы услышать и конкретные замечания: о чем, на ваш взгляд, следовало бы написать в «Калейдоскопе», а мы упускаем, незаслуженно оставляем без внимания? Возможно, кто-то из вас предложит и готовые собственные материалы для этого раздела — небольшие по объему, любопытные по содержанию?
Кстати, давайте сразу посоветуемся и вот о чем. В предыдущем номере мы объявили о заочной встрече читателей с Аркадием и Борисом Стругацкими (полагаем, что адресованные им вопросы — уже в пути). Кого из советских писателей-фантастов пригласить в гостиную «Уральского следопыта» в следующий раз?
Надеемся на вашу активность, товарищи читатели! Ибо кто же еще, если не мы с вами, позаботится о том, чтобы стал интереснее наш с вами журнал?