Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Как-то, работая в архиве, я обнаружил интересный документ о том, что 9 июня 1897 года в Орлове Вятской губернии при обыске квартиры слушательницы С.-Петербургских высших Бестужевских курсов Августы Александровны Кузнецовой полицейские нашли 49 экземпляров брошюры Клары Цеткин «Экономическое положение женщины» и 20 экземпляров книги. «Экономическое учение Карла Маркса. Популярное изложение Карла Каутского». Известно, что книга К. Каутского в рукописи была просмотрена Энгельсом. Изданная на различных языках, она многих приобщила к основам марксистской теории. В царской России книга Каутского, стоящего тогда на марксистских позициях, была запрещена.
Как эти марксистские книги оказались в захолустном городе? Кто издал их?
В 1896 году студенты Харьковского технологического института создали кружок самообразования, в который вошли 30 человек, среди них В. В. Ксандров, А. А. Кузнецов, А. М. Булычев, В. В. Костровский, К. В. Зубковский, М. М. Кефели, Д. Д. Буданов и другие.
Члены кружка самообразования, еще не сложившиеся революционеры, стремились к изучению марксистской литературы. У них возникла идея самим нелегально издать несколько марксистских книг. Но для издания требовались деньги. Их дал Аркадий Кузнецов — сын бывшего городского головы г. Орлова. После смерти отца он получил небольшое наследство, которое предложил на издание марксистской литературы.
После издания книг кружковцы занялись распространением их в студенческой среде различных городов.
Отправка книг представляла большие’ трудности. Тогда кружковцы нашли выход: прятать их в посылочных ящиках. Ящики были хорошо сбиты, на них сделали надпись: «Осторожно: варенье!» В результате ни один ящик не попадал в руки полицейских, все посылки приходили по своему назначению. ,
В ноябре 1897 года харьковские жандармы напади на след. Большинство членов «Лиги разума и справедливости» были арестованы.

ЧАСЫ ИДУТ 220 ЛЕТ
Владимир САВИНЦЕВ
В доме жителя небольшого уральского городка, Нытвы Георгия Анатольевича Оборина висят большие старинные часы. Через каждые полчаса они оглашают дом слегка дребезжащим, но вполне еще мелодичным боем. Медленно и величественно движется под стеклом огромный круглый маятник. Часы идут так 220 лет. На тыльной стороне их массивного деревянного корпуса начертана дата — 1764 год.
Из поколения в поколение, как реликвия, передавались они в роде Обориных. Семейное предание гласит, что часы ни разу не Ломались. Их останавливали только для того, чтобы почистить и смазать. Последний раз это делали десять лет назад. Георгий Анатольевич внимательно осмотрел часы. На механизме он не заметил каких-либо следов износа.
Надежные и долговечные часы сделал безымянный мастер.
«Тик-так, тик-так»—неутомимо и размеренно, как во времена Пушкина и Радищева, отсчитывают время часы в доме Обориных, и кажется, что в круглом бронзовом маятнике мелькают живые мгновения истории…



Перейти к верхней панели