Растет интерес к экслибрису. Изящная миниатюра, приклеенная к внутренней стороне книжного переплета, не только указывает на принадлежность книги, на характер книжного собрания книголюба, но и свидетельствует о дружбе владельца экслибриса и художника, создавшего его.
В самых разных городах страны возникают клубы экслибрисистов, объединяющие художников-графиков и коллекционеров книжных знаков.
Третий год работает такой клуб в Горьком. Выставки малой книжной графики организуют члены клуба в книжных магазинах, библиотеках, кинотеатрах, Домах культуры.
Известно в городе имя коллекционера, журналиста, ответственного секретаря горьковского областного клуба экслибрисистов Владимира Пантелеева.
Создавая домашнюю библиотеку, он стремился не только приобрести любимые книги, но и как можно больше узнать об их авторах. Так была положена основа для переписки и личных встреч с писателями. Зная об увлечениях библиофила-экслибрисиста, литераторы присылают ему в подарок свои книги с автографами. «Дорогому Владимиру Пантелееву— на добрую память с благодарностью за добрые слова, которые согрели мне душу, за любовь к поэзии. Большого Вам счастья!» — написал на одной из книг выдающийся советский поэт Герой Социалистического. Труда, лауреат Ленинской премии Эдуардас Межелайтис. Оренбургский прозаик Борис Бурлак прислал свой новый роман «Смена караулов» с надписью: «Дорогому Владимиру Борисовичу Пантелееву. Это, наверное, и о Вас сказано, что мир не без добрых людей. С сердечной признательностью за внимание». «Чуткому и отзывчивому человеку — Владимиру Борисовичу Пантелееву от всей души и с благодарностью» — так написал на своей книге «Все радости жизни» свердловский писатель Павел Кодочигов. Более ста книг в библиотеке В. Пантелеева с дарственными авторскими надписями.
В многотысячной коллекции книжных знаков, собранных библиофилом, представлены миниатюры советских и зарубежных Художников, работающих в жанре экслибриса.
Все книжные знаки в собрании В. Пантелеева, разбиты на пятьдесят тем, а внутри каждой — по авторам.
Владимир Пантелеев пропагандирует творчество советских художников, постоянно устраивая выставки по материалам своей богатейшей коллекции. Он сам сконструировал и изготовил удобные разборные металлические стенды для своих экспозиций.
Только за последнее время с большим успехом он провел выставки: «Владимиру Маяковскому — 90 лет», «Книжные знаки свердловских и челябинских графиков», «Книжные знаки советских писателей », «Образ женщины в экслибрисе», «Военная тема на книжных знаках», «А. М. Горький в экслибрисе», «Максим Горький и его современники», «Лениниана в экслибрисе», «Землю от пожара уберечь!» и др. Ко многим выставкам выпускаются иллюстрированные буклеты.
Проводимые В. Пантелеевым выставки сопровождаются интересными беседами о, творчестве художников, работы который представлены в экспозициях. Сотни писем от любителей малой книжной графики приходят к нему со всех концов страны по адресу: 603098, г. Горький, ул. Артельная, д. 13, кв. 43.
Коллекция Владимира Пантелеева всегда в движении. Лучшие экспонаты из нее можно увидеть и на выставках за рубежом.
Художники создают для книг горьковского библиофила новые знаки. Сегодня мы знакомим читателей «Уральского следопыта» с миниатюрами В. Ресниса (Рига), А. Шершнева (Псков), В. Зверева (Кемерово).
А. НОВИКОВ.
ЗВОНЫ ПРОШЛОГО ВЕКА
Среди коллекционеров есть умельцы, которые к каждой вещи приложили терпение, прежде чем очередная вещь стала вновь служить.
Вот мы в гостях у брянского мастера Николая Тарасовича Романова. «Часовым делом начал интересоваться еще в молодости,— рассказывает Николай Тарасович,— не шли в доме единственные часы, ремонтировать в то время было некому, и я сумел наладить их. Мать похвалила». Но прошел не один десяток лет, не одну профессию сменил Николай Тарасович: плотничал, работал слесарем, закройщиком, прежде чем интерес к часам стал душевной потребностью.
Перед войной работал на военном складе, кроил прорезиненные комбинезоны, шил противогазные сумки.
В годы войны делал для военного предприятия ключи, висячие замки. Большую часть ключей приходилось изготовлять из проволоки. Возвратившись в Брянск, Николай Тарасович стал работать на машиностроительном заводе в цехе по наладке швейных машин.
Николай Романов начал собирать среди железного лома детали и части от часов и неделями сидел за столом, ремонтируя и восстанавливая ходики, будильники… И обрел мастерство в столь кропотливом деле.
Уже 15 лет идут часы одной французской фирмы Умелец восстановил недостающие движущие детали, нарезал резьбу, сделал для них заново маятник.
А вот другие старинные часы. С ними пришлось долго повозиться: заново сделать метровый маятник, сменить циферблат, пружину и другие детали. Идут теперь старинные часы высотой с человеческий рост и отбивают двойным боем для дочери мастера неповторимые звоны прошлого века.
Смотрю на часы различных марок в комнате Романова, действующие и требующие постоянного к ним внимания, и думаю: кто бы перенял опыт умельца? Ведь для музеев и любителей старины нужны часы, которые бы действовали. И как бы угадывая мои мысли, Николай Тарасович говорит, что кривил любовь к часовому делу молодому сварщику Ивану Костикову.
Всю свою коллекцию настенных часов Николай Тарасович Романов думает подарить молодому умельцу, который и живет напротив старого врачевателя часов.
В.СТОЛИЦИН
ЛЕСНАЯ СТРАЖА
В моей коллекции значков, посвященной теме «Лес — богатство Урала», есть старинный жетон из желтой жести. Его косили на ремне полевой сумки, а иногда на правой стороне груди лесные сторожа. Знак мог быть укреплен и на воротах дома лесного служителя.
Существовали в былые времена и другие знаки: «Лесник», «Лесной объездчик», «Лесной кондуктор». Всем сразу было видно — это представители государственной охраны лесов.
Ю. ОСТАНИН.