Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Широко известны царь-колокол и царь-пушка. И потому, что они литы в Москве, а не в каком-либо окраинном городке, и потому, что они сохранились. Менее известен паровой царь-молот, построенной на пермских пушечных заводах. Однако ж и о нем немало сказано. О том, что он — пятидесятитонный. То есть мощности по тем!временам небывалой. Словом, это была наисильнейшая в стране махина. Известны описания того, что гигантский молот и работал сверх точности. Опытный мастер мог бойком безмерной тяжести закрыть крышечку элегантных карманных часов. Царь-молот — техническое чудо прошлого века. Построил его инженер Н. В. Воронцов, впоследствии директор Петербургского горного института. Только чугунный шабот — стул весил не менее 630 тонн. Чтобы отлить его, из двадцати вагранок чугун лился в литейную яму сто двадцать часов. Уральские рабочие показали тогда образец литейного искусства.
И вот весной 1875 года царь-молот при стечении, множества гос’вей (и даже из-за границы) отковал первую болванку весом в 1000 пудов. Позднее немало именитых людей приезжали подивиться на молот — Менделеев, Горький, адмирал Макаров…
Царь-молот надежно служил оборонному делу 60 лет. И — канул в Лету. Не сохранился. На его месте встали новые заводские машины. Поздно об этом говорить, а все-таки жаль, что не нашлось сил и Бремени  мотовилихинцев сохранить его где-нибудь в специальном сарае, хотя бы и в разобранном виде… Это был бы экспонат номер один всеуральского музея техники. Впрочем, в этой истории есть необычное и отрадное обстоятельство. В 1920 году мотовилихинские рабочие решили установить на месте первого политического митинга 1905 года памятник борцам революции. Монумент (он стоит и ныне) напоминал очертаниями царь-молот. Так памятник техники перевоплотился в памятник революционный…
А как оценивают историки техники царь-молот? Они свидетельствуют: молот, подъемные механизмы, обслуживающие его, и здание цеха — все это составляет (в этом можно убедиться, посмотрев на снимок) гармоничную композицию. Она хорошо воспринималась с любой точки в цехе. К тому же здесь таятся и неочевидные достоинства. Например, цех был сооружен сейсмостойким. Иначе и быть не могло — паровая махина довольно быстро бы «растрясла» здание.
А на втором снимке (на нижнем), кстати, его сделал член Уральского общества любителей естествознания Д. Саломирский, изображена прокатная машина, работавшая во второй половине прошлого века на одном из уральских заводов — на Северском. И здесь историки техники обращают внимание на то, как могучая машина органично «вписана» в пространство под крышей цеха. Право же, и в технике работает пушкинское определение произведения человеческого ума, оно должно быть построено по законам «соразмерности и сообразности»…



Перейти к верхней панели