Заводское зодчество
Уже к началу прошлого века Урал стал высокоиндустриальным районом России. Здесь сложился центр инженерной мысли. Плодотворно работали также и зодчие, образовав особую творческую школу. Свиязев, Малахов, Комаров, Чеботарев, Вяткин, Луценко — вот имена архитекторов, которые строили своеобычно, используя металл и легкие конструкции для покрытия заводских зданий.
Об особенностях уральской промышленной архитектуры рассказывает и. о. профессора Свердловского архитектурного института Юрий Анатольевич Владимирский:
— В уральских музеях и архивах обнаружены рисунки и фотографии, сделанные внутри цехов. Надо сказать, сохранилось таких изображений не так уж много.
Скажу лишь об одной грани заводского зодчества — о покрытиях цехов. В 1840 году в «Горном журнале» поручик Ольховский опубликовал чертеж «стропил из котельного железа на заводах Гороблагодатских и Нижнетагильских». Конструкция этих стропил (или ферма) так и стала называться — гороблагодатская. Легкая и выносливая, она позволяла перекрывать большие пространства. Ее арка сообщала цеху величественность. Человек работал среди тяжелых и громоздких машин, и зодчий стремился освободить его психологически» дать над головой рабочего пространство…
Арочная ферма равномерно распределяла нагрузку на стены (стропила ставились через сажень), снег на ней не задерживался, стаивал. И в изготовлении она была проста. Ее делали из прокатных полос, скрепленных клепками. Этот железный свод был безопасным. При деревянных стропилах приходилось ставить на крыше бочки с водой, там дежурили пожарные. А тут свод покрывался кровельным железом. Как писал о гороблагодатской ферме поручик Ольховский, в ней заключалась «особая красота, чистота и опрятность». Добавим, что продольный фонарь давал свет и удалял чад.
Вторая характерная для Урала арка — архитектора И. И. Свиязева. Ее сооружали еще более высокой. Сам автор о ней писал: «Дугообразная ферма позволяет без ухудшения фасада поднять стропила выше и улучшить воздух в цехе». Эта конструкция получила распространение на казенных заводах по Каме.
И еще одна конструкция: русская растянутая висячая ферма. Ее изобрели архитекторы В. П. Стасов и А. Н. Брюллов при участии инженера М. Е. Кларка. Она могла перекрывать еще большие пространства, чем гороблагодатская. Ее применили, к примеру, при сооружении Зимнего дворца. Висячая ферма позволяла строить цех шириной до 24 метров. Ею был увенчан, скажем, корпус Пожевского завода.
Опыт заводских зодчих Урала живет и в современных цехах. Он помог строить промышленные здания, исполненные гармонии и целесообразности. К примеру, один из цехов «Уралэлектротяжмаша», построенный в 1930 году, вобрал в свою конструкцию и арку, и решетчатую ферму, и старинный способ затяжки. Нынешние архитекторы помнят завет лучших уральских зодчих: нужно строить заводы с художественным вкусом и с думой о рабочем человеке.
Вот о чем рассказывают музейные фотографии старых уральских заводов…
На снимках (смотрите 4-ю стр. обложки): настоящий парад промышленной архитектуры прошлого века — Нижне-Салдинский завод (внизу); вот так организовывала пространство цеха гороблагодатская ферма (Сысертский завод).