Он постучался в дверь кабинета редактора, попросил разрешения войти, поздоровался с сидящим за столом человеком.
— Здравствуйте. Обождите минутку,— буркнул тот в ответ.
Гость, опираясь на тросточку, прошел к старенькому дивану. Ему не терпелось сказать, по какому поводу он здесь, но куда там — хозяин кабинета был занят, дописывал срочный материал в номер.
Только спустя полчаса редактор сухо спросил:
— Слушаю вас, гражданин. Вы по какому делу?
— Да есть одно дельце,— ответил гость, кладя на редакторский стол выписку из постановления Секретариата ЦК партии: «Утвердить редактором газеты «Уральский рабочий» Л. С. Шаумяна…»
— Ну что ж, принимайте дела,— развел руками редактор…
«Первая встреча со Львом Степановичем оказалась вот такой казусной,— вспоминает старейший уральский журналист Евгений Яковлевич Багреев.— Во-первых, обком партии не сообщил мне о назначении нового редактора, во-вторых, я принял его за обыкновенного беженца с запада — очередной, думаю, посетитель, часто они со своими бедами заходили в редакцию».
Лев Степанович Шаумян родился в апреле 1904 года в семье профессионального революционера-большевика Степана Шаумяна. С юношеских лет стал активным революционером. Ему поручали ответственные задания. Так, летом 1918 года он был направлен бакинскими коммунарами с письмом к В. И. Ленину.
«…до сих пор ощущаю внутреннее потрясение от первой встречи с Лениным, вижу и слышу его — человека небольшого роста, с красивым лбом, проницательнейшими глазами, улыбающегося»,— вспоминал позднее Л. Шаумян.
Лев Шаумян участвовал в ликвидации мятежа мусаватистов, в стычках с ирано-турецкими войсками, сидел в англо-эсеровских тюрьмах.
В сентябре 1918 года была учинена зверская расправа над 26 бакинскими комиссарами, среди них был и Степан Шаумян.
В тюрьму попали и Лев Шаумян с братом. Лев был тяжело ранен в ногу, но находился под строгим надзором. В марте 1919 года по требованию бакинских рабочих Л. Шаумян и его брат были освобождены из тюрьмы.
В апреле 1919 года в Баку Лев Шаумян был принят подпольным комитетом в партию.
После окончания Коммунистического университета имени Я. М. Свердлова в Москве Шаумян — на партийной работе, с середины 1932 года редактировал областные газеты в Ростове-на-Дону, Челябинске, Ленинграде, Москве.
В газете «Уральский рабочий» Льва Степановича Шаумяна быстро узнали как человека высокой культуры, с душой нараспашку, весьма общительного. Не было случая, чтобы он кого-нибудь обидел, зато он любил и умел пошутить, посмеяться, развеселить человека с плохим настроением…
Гитлеровцы потерпели сокрушительное поражение под Москвой. Приближался новый 1942 год. Тогда в редакции родилась идея обратиться с новогодним письмом к Верховному Главнокомандующему. Обком партии горячо поддержал эту инициативу. К сочинению текста письма Л.С. Шаумян привлек известную поэтессу Агнию Барто, заведующих’отделами редакции Иосифа Ликстанова и Сергея Александрова. Трудились они усердно, спорили отчаянно, обращались за советом, как к третейскому судье, к секретарю обкома партии Ивану Степановичу Пустовалову.
Проект письма был напечатан в виде плаката массовым тиражом и разослан по области. Его обсуждали на предприятиях, в колхозах, совхозах, МТС, в учреждениях, учебных заведениях, подписали письмо 1017 237 человек.
1 января 1942 года документ был опубликован в центральной прессе и в «Уральском рабочем». В нем подробно рассказывалось, как трудятся гвардейцы тыла, какое оружие куют, кто особенно отличился в соревновании за лучшую помощь фронту. Заканчивался документ обязательством трудящихся Свердловской области «отдать все силы, работать дни и ночи, чтобы в новом, 1942 году удвоить, утроить Еыпуск всех видов вооружения и боеприпасов, еще лучше снабжать всем необходимым нашу доблестную Красную Армию…»
В тексте были и стихотворные строки, в том числе и припев из песни «Уральцы бьются здорово». Слова песни принадлежат Агнии Барто, музыку написал Тихон Хренников. Опубликованная с нотами в «Уральском рабочем», песня эта стала популярной:
Нам светят, товарищ,
Победы огни.
Мы время сжимаем
В горячие дни.
Колхозник и токарь,
Танкист и кузнец
Вместе врагу мы
Готовим конец.
А припев был таким:
Уральцы бьются здорово,
Эх, бьются здорово!
Нам сил своих не жаль.
Еще в штыках стальных,
В штыках Суворова,
Она горела и сверкала,
Наша сталь.
Песня получила первую премию на организованном редакцией «Уральского рабочего» и отделением Союза писателей конкурсе массовых песен «Урал — кузница оружия».
Яркой приметой грозовых лет была переписка на страницах «Уральского рабочего» сталевара Верх-Исетского металлургического завода Нуруллы Базетова и пулеметчика Рузимата Усманова.
Усманов писал Базедову:
«Я на фронте с первых дней войны. Если подсчитать, так за это время от моей руки полегло немало фашистов… Счет нарастает с каждым днем — это счет мести, счет ненависти и расправы. Вы у мартена, я у пулемета — давайте вместе бить врага, ворвавшегося в пределы нашей любимой Родины».
Базетов отвечал:
«Я стараюсь давать металла как можно больше и высокого качества… Несколько тысяч тонн я выплавил сверх годового плана. Все плавки сделал точно по заказу. Кроме того, за год сэкономил целый эшелон топлива… Обещаю варить сталь и впредь только скоростными методами… Пусть наш уральский металл как можно скорее зальет глотку всей фашистской нечисти».
На Урале тогда действовали выездные редакции «Правды», «Комсомольской правды», «Труда». Выездные редакции «Уральского рабочего» направлялись в горячие точки — на помощь в быстрейшем выполнении заданий Государственного Комитета Обороны по выпуску танков и другой военной техники, по строительству новых объектов. Во главе выездной редакций на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле был Л. С. Шаумян. За работу здесь он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Лев Степановиче Шаумян вфивлек к учаетиш в газете широкий круг самых разных людей. Частыми гостями «Уральского рабочего» были ученый-историк В. В. Данилевский, художники А. Н. Яр-Кравченко и П. В. Васильев, композиторы Д. Покрасс и Т. Хренников, московские артисты — да всех, кто дружил с Л. Шаумяном и газетой, не счесть! Нередко в кабинете редактора звучала музыка — за рояль садились композиторы Хачатурян, Хренников, Щелоков…
Самыми желанными гостями, кого газета принимала поистине с распростертыми объятиями, были прозаики и поэты. Впрочем, большинство из них были не гостями, а сотрудниками. Это были авторы, выступавшие в газете и по своей инициативе и по просьбе редакции. Прежде всего это надо сказать об О. Д. Форш. В Свердловск она приехала будучи широко известной писательницей, автором многих романов.
Почти три года жила в Свердловске Мариэтта Шагинян, и родным домом для нее была редакция «Уральского рабочего». Здесь она появлялась преимущественно по вечерам или даже глубокой ночью, когда комнаты Дома печати начинали пустеть. А основное время проводила у сталеплавильных печей, в цехах.
Федор Васильевич Гладков приехал в Свердловск с поручением газеты «Известия» показать, как идет перестройка промышленности на военный лад, написать очерки о труде рабочих на эвакуированных заводах. Он подружился с П. П. Бажовым, бывал у него дома. Помимо газетных материалов Гладков написал изданную в Свердловске в 1942 году небольшую книгу «Мы победим!»
Анна Александровна Караваева работала на Урале корреспондентом «Правды», почти всегда она была в командировках, писала корреспонденции, очерки, статьи не только в свою газету, но и для местной печати. В 1943 году А. Караваева написала книгу документальных повестей о сталеварах-новаторах.
Корреспондентом «Красной звезды» в апреле 1944 года приехал в Свердловск Алексей Александрович Сурков. На Урале он написал серию очерков, которые опубликовала «Красная звезда» под общим заголовком «Огни большого Урала». В них воспевалась героика тыла.
Словом, страницы «Уральского рабочего» стали трибуной для выступлений многих известных советских писателей и поэтов. И к каждому из них с большим уважением относился Л.С. Шаумян. Порой прямо в его кабинете создавались произведения, как, например, сказ П. П. Бажова «Главный вор». И вообще Лев Степанович и Павел Петрович были большими друзьями. Павел Петрович делился с редактором своими творческими планами, знал, что тот всегда даст хороший совет, поможет.
В августе 1943 года бюро горкома партии вынесло решение вновь открыть Дворец пионеров. Член горкома партии Л.С. Шаумян помог сделать это. Деятельную помощь оказал он и в организации для детей фронтовиков пионерского лагеря в деревне Кашино. Весной 1943 года начал свою жизнь знаменитый Уральский народный хор. И рождение хора происходило при горячем участии Л. С. Шаумяна.
В 1946 году Л. С. Шаумян уехал на учебу в Москву. После окончания Высшей партийной школы при ЦК КПСС долгое время работал в издательстве «Советская энциклопедия», был заместителем главного редактора.
25 мая 1971 года Л. С. Шаумян выступал по Центральному телевидению, рассказывал о 26 бакинских комиссарах. Передача подошла к концу, а он остался в кресле — сердце вдруг остановилось…
На снимках: Л. С. Шаумян и П. П. Бажов; Л. С. Шаумян и А. А. Сурков. Снимки публикуются впервые.