Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

На камских рядках, пупышах и веретьях, где три века назад переселенцы из Московии валили рокотухою лес под запашку, городские школьники убирали урожай первого лета войны. В Аверях нас работало семнадцать—шесть мальчишек и одиннадцать девчонок — десятиклассников.
Минуло осеннее равноденствие, дни пошли на убыль, но еще держалось ведро. Тихое солнце разливало по земле мутноватый золотистый свет и ласковое тепло. На полях желтела щетинистая стерня по отлогим склонам, зеленели озими на гребнях, лиловели по суглинкам пары. Вдоль пашни тянулась под уклон бурая полоса с неубранным горохом.
Где-то в конце сентября всю нашу группу и отправили на тот самый горох. Бригадир, только рукою махнул в сторону поля, где чернел на взгорке за большаком крылатый ветряк. Этим его распоряжение и ограничилось. Об остальном надо было самим сообразить. Не первый день в колхозе, на каких только работах не побывали мы за месяц. И рожь косили жатками, и снопы вязали, суслоны ставили, скирдовали, молотили , веяли, копали картошку, морковь и свеклу, на лошадях возили с полей солому из-под комбайна и крыли крышу на скотном дворе… Всему вроде бы обучились, все познали. А тут вот сидим возле бурой полосы, высвеченной солнцем, и гадаем, с какого краю к ней подступиться. Горох переспел. Тронули плети — тотчас треснули сухие створки бобов, свернулись винтом, и белые зерна дробью посыпались на землю.
Длинные, полегшие стебли переплелись — не растащить. Корни вцепились в глинистую почву — не оторвать. Беседуем неторопко, как быть с этим горохом. Откуда ни возьмись появился старик. Мы знали его как инспектора колхоза по качеству и отменного ворчуна. Увидел, что сидим без дела, принялся укорять нас, а о горохе ни слова. Мы понимали, да и сам он видел, что ворчит скорее по «обязанности» и по привычке, чем по надобности: на дальних полях рожь на корню стоит— косить не успевают, суслоны на ток не перевезены, до гороха ли тут было? Вот и упустили сроки. Месяц назад могли бы его серпами сжать, а теперь — разве что руками дергать, как посконь. Старик исчез незаметно, как и появился. А мы так и сделали: стали поперек полосы цепью и принялись рвать корни из земли, закатывать плети валками и стаскивать в вороха. Сколько-то зерна да и намолотится из них на току…
Поистерли кожу на ладонях, зато узнали, каким нелегким трудом достается человеку тот самый бел горох, суп, кашу и кисель из которого мы так любили поесть дома. А зеленый горошек в росинках сладкого сока прямо с грядки — из всех лакомств первое лакомство! ,
Горох самый популярный продукт питания. Горох — богатырь, горох — царь полевых культур. И в народных сказках он— царь: «В то давнее время,, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами и русалками,, жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасной». Если вдумаемся в слова, увидим точный адрес эпохи: дохристианское, языческое время. «При царе Горохе»,— говорим мы в обиходе, если хотим подчеркнуть особую отдаленность события. .
Слово «горох» существовало уже в общеславянской лексике, когда славяне были единым народом и не делились еще на южных, западных и восточных — раньше V века. А произошло оно от древнеиндийского глагола «гарзати» — тереть. Славяне переосмыслили его, соединив с понятием «гора»: стебли гороха тянутся горе — кверху.. «Кабы на горах не мороз, так он бы через тын перерос»,— подмечали в старину.
Извилист и долог путь гороха до Урала. Древний кочевой охотник, обосновываясь на месте и строя жилище, бросил в землю первые зерна диких растений — ячменя, пшеницы, полбы, гороха, бобов, чечевицы, чтобы получить от них урожай. Произошло это в необозримо далекое время, от пяти до двадцати тысяч лет назад, в эпоху неолита, последний период каменного века. На земле тогда становилось все меньше и меньше крупных животных, м человек уже не мог прокормиться только охотой. Обстоятельства сделали его земледельцем. Древние люди быстро распознали особую питательную ценность гороха: еда, приготовленная из него, была столь же сытной, как мясная. Теперь-то мы знаем: по содержанию белка горох равен мясу. Потому-то мы и называем его белковым богатырем.
Культивирование, подросту говоря, выращивание гороха  возле жилища, началось первоначально на обширной территории Передней Азии — в горном Туркменистане, Закавказье, Северо-Западном Иране и Турции. Отсюда четыре-пять тысяч лет назад горох продвинулся к северу, на земли будущей Киевской Руси и дальше в Среднюю и Северную Европу, а через Балканы — на запад. В Киевской Руси и на новгородских землях горох секли повсеместно. И уже тогда один из дней народного календаря, месяцеслова, назвали Горошником, в церковных святцах — днем Иовы Горошника. Примерно в этот срок— 19 мая по новому стилю— и сеяли горох в поле.
Купцы Киевской Руси вели бойкую торговлю с волжско-камскими  болгарами (булгарами), народом, который в X веке образовал сильное государство в Прикамье и Среднем Поволжье. Булгары жили оседло и занимались земледелием. Восприняли они его от славян, от них получили и горох. Во II веке новгородские переселенцы обосновались на Вятке и энергично начали осваивать обширные и плодородные земли. От новгородцев, вероятно, или от булгар прикамские народности переняли неведомые им дотоле культуры, среди них  и бобовые. Так горох обосновался в Прикамье и Западном Предуралье.
Отдаленные предки современных коми, коми-пермяков, а также удмуртов занимались мотыжньщ земледелием четыре-пять тысяч лет назад. А не возделывали они еще тогда какие-либо бобовые культуры? Ответа на этот вопрос пока нет.
В XVI—XVII веках горох еще раз пришел на эти земли уже с русскими переселенцами из Московии. В .архивных документах обнаружена запись о том, что в 1621 году на восточном берегу Камы, против Сарапула, в селе Ершовка был 21 двор. Жители сёла сеяли рожь, полбу, ячмень, горох. В XVII—XVIII веках горох выращивали на грядках в горнозаводских селениях Урала как  лакомство для детей, В эти же годы его сеяли и на полях Зауралья.
…Бобы, чечевица и фасоль из одного с горохом ботанического семейства мотыльковых, тоже белковые богатыри. Бобы называют еще конскими, кормовыми и русскими бобами. Как культура появились они в каменном веке. Выращивались предками славян. В IX веке были известны в Киевской Руси, в X — на новгородской земле. Упоминаются бобы и в русском месяцеслове.
В XVIII веке на Урале и в Зауралье бобы были уже распространенным огородным растением. В конце XIX века на Пермской опытной станции их выращивали на семена. Чечевица появилась в культуре почти одновременно с горохом и бобами в неолите. Ее родина — Юго-Западная Азия. Чечевица упоминается в библейских сказаниях. В IX-VI веках до новой эры ее выращивали жители Урарту, а чуть позже скифы-пахари в Северном Причерноморье. Популярной она была в Киёвской Руси. Здесь существовал обычай зимою варить сочиво, подавать это блюдо гостям в канун рождества и крещения. День этот получил название «сочельник», а зерно, из которого делалось сочиво,— «сочевица». В русском языке «сочевица» превратилась в «чечевицу». Как до того называли чечевицу, неведомо.
Была чечевица и у булгар. Но в Закамье и Предуралье она в те времена, видно, не прижилась. В XVIII веке ее сеяли в Вятской и Пермской губерниях. Значит, пришла она сюда несколько раньше, возможно, в XVII веке. В начале XX века  чечевицу возделывали на Камышловской опытной станции, выращивали на Южном Урале.
Родина фасоли — Южная и Центральная Америка. В XV веке, после Колумба, она попала в Европу. В XVI веке ее выращивали в Грузии как цветочное, декоративное растение. В XVII-XVIII веках фасоль проникла в Россию через Астрахань и Петербург, на Украину из Польши, в Молдавию с Балкан. В России фасоль прозвали турецкими бобами.
Во второй половине XVIII века на Урале, в Красноуфимском уезде, действительный статский советник и кавалер Голубцов, тот самый, который первым посадил на Урале картофель, начал разводить турецкие бобы на огороде. Голубцов был смелым и активным экспериментатором в сельском хозяйстве. К сожалению, никаких биографических сведений о нем пока не обнаружено.
В лечебном травнике Кашинского XVIII—XIX веков фасоль упоминается как обычное огородное растение Южной и Центральной России.
В годы Великой Отечественной войны фасоль сеяли в Западной Сибири, выращивали на Челябинской государственной селекционной станции. С 1954 года началось ее энергичное внедрение на землях Южного Урала. На Среднем Урале фасоль и чечевица не растут. А русские бобы здесь стали постоянным спутником индивидуальных огородов. Некоторые совхозы и колхозы выращивают их на корм скоту.
А горох для уральцев до сих пор остается крепким орешком.
Различают горох полевой, или пелюшку, с лиловыми цветками и посевной— с белыми цветками. Пелющка идет на корм животным. Посевной — это пищевой горох. Он подразделяется на зерновой и овощ? ной — сахарный и лущильный. У сахарного в пищу идут сочные зеленые лопатки (стручки). Лущильный дает зеленый горошек для консервирования. Овощной горох, подобно русским бобам, выращивают повсюду на приусадебных участках и в садах для семейного потребления. Колхозы и совхозы Урала сеют зерновой горох.
А растеньице это — ох сколь капризно! Любит почву увлажненную, воздухопроницаемую, богатую известью, Высокий урожай дает только при раннем посеве — в конце апреля или в начале мая. Посеешь в середине мая — урожай упадет наполовину. Стебель сильно ветвится и полегает. Цветение растянуто по времени и, плоды созревают неравномерно. При обильных июльских дождях, которые на Среднем Урале постоянны, нижние стручки плесневеют. При сушке створки растрескиваются, зерно выпадает. Полеглая масса не подрезается ножом косилки.
…Двадцать три года не бывал я в «Уральце». Приехал и не узнал: на месте подслеповатых, вросших в землю избушек, коровника, утонувшего в навозе, красовался живописный поселок Студенческий, светлый, ухоженный, ладный. Ровные, зеленые улицы, прочные дороги, усадьбы, обширная животноводческая ферма, машинные парки и — поля, добротно обработанные, будто ладонью при глаженные. «Уралец» — учебно-опытное хозяйство Свердловского сельскохозяйственного института, одно из передовых на Урале. Поладили тут и с капризным горохом. 15 процентов площади всех посевов отдано ему без опаски. Осенью собрали по 30 центнеров с гектара, а со 110 гектаров— по 31,3 центнера. А средний урожай по области значительно ниже.
— Секрет наш в выборе сорта, в совершенной агротехнике, в строгом соблюдении севооборотов. А еще в добром отношении к земле. Все в поле, от посева до уборки, мы делаем машинами,— так, чуточку официально говорил мне Аркадий Федорович Васенков, главный агроном хозяйства, которого я знал еще студентом института.
Сеют здесь два сорта: неосыпающийся и мелкосеменной. В других хозяйствах Среднего Урала испытывают чехословацкий сорт смарад. У него стебель не полегает, стручки размещены только на верхушке стебля, зерна не выпадают даже при раскрытых створках. Уральские селекционеры выводят и свой, местный, сорт. В колхозах и совхозах создаются специализированные звенья для выращивания белкового богатыря.



Перейти к верхней панели