В мастерской пермского живописца Владимира Федоровича Мальцева я увидел странный предмет: стеклянный шар, оплетенный канатом. «Этот поплавок привезен с Камчатки — подарок рыбаков»,— объяснил художник. Так начался разговор о его путешествиях по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку, Кавказу, впечатления от которых питают творчество художника. Нередко трудно определить точные географические «координаты» его полотен. Ведь художник стремится создать, по его словам, обобщенный образ природы, а не ее моментальный снимок.
Картины Мальцева глубоко индивидуальны. Это хорошо понимают зрители, благодарные художнику за его человеческую и творческую щедрость. Вот лишь один из многих отзывов о недавней большой выставке живописца: «За картинами встает личность художника неукротимой энергии, мощности и крепости духа, огромного жизнелюбия». Именно эти качества помогли художнику найти свой путь в искусстве. Овладев мастерством декоратора, он несколько лет оформлял театральные спектакли. Однако потребность в самостоятельном творчестве привела его в станковую живопись. Участие в 1-й художественной выставке «Советская Россия» придало уверенность в своих силах, открыло новые возможности в освоении живописного языка. Постепенно сложился собственный стиль, в котором художник многое «унаследовал» от театра: яркость и праздничность красок, укрупненность формы, зрелищность и эффектность композиции.
Во всех своих поисках В. Мальцев верен мысли о высоком предназначении человека. У художника нет «неодушевленных» картин. Особенно емко он выразил понимание человека в картине «Геологи». Ее замысел долго вызревал в геологических экспедициях и размышлениях… На подступах к этой картине художник написал «Рыбаков» — динамичную, яркую, звонкую картину. В «Геологах» изобразительные средства скупее, но зато достигнута предельная обобщенность мысли. Пластичный, поистине скульптурный образ воплощает героический идеал человека, представление о его величии, мужестве, стойкости. Это монументальное полотно объединяет и завершает целую серию картин, написанных в разное время и изображающих людей трудной, романтической профессии. Фигуры геологов словно вырастают из земных недр, существуют слитно с природой. Чувство причастности человека к миру пронизывает и картину «Вечер», наполненную светом и радостным восхищением красотой природы.
Ведущей темой многих картин В. Мальцева является активное преобразование природы, создание «второй природы». Сгустком человеческого труда представляется порт в картине «Трудовые ритмы». Органично вписываются в суровый северный пейзаж суда и краны, напоминающие огромных животных, рожденных землей и водой. Эта картина, столь энергично передающая мощь человеческого разума, пожалуй, одна из лучших в «индустриальной» серии картин художника.
Обладая социальной зоркость, В. Мальцев взывает к ответственности человека за судьбу природы. Таковы его «Рождение моря», «Индустриальный мотив».
Художник соизмеряет свое творчество с лучшими образцами советской живописи. Каргина «Вечный зов» близка по тематике картине А.Рылова «В голубом просторе». Их роднит романтическая приподнятость, возвышенность взгляда. Однако почти физически ощутимо чувство тревоги, выраженное замкнутой композицией. Даже рама картины воспринимается как клетка, которая ограничивает птичий полет. Впечатление усиливается всплеском волны, подобным глубокой ране.
Такое решение не полностью удовлетворило художника, и, развивая тему, он написал картину «Последний перелет», в которую ввел фигуру раненой птицы, раздвинул горизонт… Повинуясь вечному зову красоты, В. Мальцев своим искусством утверждает значимость природы для нас и будущих поколений.