Декабрь 1918 года. В связи с разгромом 3-й армии и потерей Перми положение молодой Советской Республики резко ухудшилось. Колчак бросил основные силы на Вятку, с захватом которой открывалась дорога на Москву и Петроград, возникала возможность, используя железнодорожную линию Вятка — Котлас, соединения с англичанами, захватившими Север нашей страны.
Вятский край вплоть до середины 1919 года стал прифронтовым районом, где развернулись тяжелые бои. Колчаковцы заняли Сарапул, Воткинск, подошли к Омутнинску…
Напряжение в Вятке ощущалось повсюду. Об этом говорили и костры дежурных красногвардейских патрулей, и голодные очереди у продуктовых лавок, и запущенные торговые ряды городского базара. Земля полнилась слухами, чаще всего враждебными для новой власти. Священнослужители поносили с церковного амвона большевиков-анархистов.
Стены домов, заборы пестрели плакатами: «А ты записался добровольцем в Красную Армию?», «Все на борьбу с Колчаком!».
Слишком велика была белогвардейская у гроза левому крылу Восточного фронта. Необходимо было принять срочные меры, чтобы предотвратить надвигавшуюся опасность.
По предложению В. И. Ленина для расследования причин сдачи Перми и принятия необходимых мер защиты в этом регионе ЦК партии образовал партийно-следственную комиссию в составе Ф. Э. Дзержинского и И. В. Сталина.
В телеграмме, направленной 1 января 1919 года Я. М. Свердловым Уральскому обкому партии и командованию Восточного фронта, которые находились тогда в Вятке, говорилось:
«…ЦК постановил назначить партийно-следственную комиссию в составе членов ЦК Дзержинского и Сталина для подробного расследования причин сдачи Перми, последних поражений на Уральском фронте, равно выяснения всех обстоятельств, сопровождавших указанные явления. ЦК предоставляет комиссии принимать все необходимые меры к скорейшему восстановлению как партийной, так и советской работы во всем районе 3-й и 2-й армий».
5 января 1919 года партийно-следственная комиссия прибыла в Вятку, а 7 января — в Глазов, в штаб 3-й армии.
11 января 1919 года в Глазов была направлена Председателем ВЦИК Я. М. Свердловым телеграмма со следующим директивным указанием:
«Полагаем целесообразным распустить Пермский Губисполком, дела, все суммы передав на хранение Вятскому Исполкому, поручив обслуживание оставшихся уездов Пермской губернии Вятке, выдав соответствующую сумму на расходы этим уездам. Прошу сообщить, что сделано пермяками для налаживания нелегальной работы в занятых местах. Прошу сообщить о ходе работ комиссии. Ильич просит передать, чтобы за несколько дней до выезда обратно снестись с ним».
Раньше, в дооктябрьский период, И. В. Сталин и Ф. Э. Дзержинский бывали в Вятской губернии, но только как политические ссыльные. Теперь, прибыв в Вятку в совершенно другой ипостаси, наверняка вспомнили они свои былые мытарства в этом крае. Но особо подробно предаваться воспоминаниям было некогда.
Уже вечером 5 января 1919 года посылают они В. И. Ленину первую телеграмму:
«Расследование начато. О ходе расследования будем сообщать попутно. Пока считаем нужным заявить вам об одной, не терпящей отлагательства нужде 3-й армии. Дело в том, что от 3-й армии (более 30 тысяч человек) осталось лишь около 11 тысяч усталых, истрепанных солдат, еле сдерживающих напор противника. Присланные главкомом части ненадежны, частью даже враждебны к нам и нуждаются в серьезной фильтровке. Для спасения остатков 3-й армии и предотвращения быстрого продвижения противника до Вятки (по всем данным, полученным от командного состава фронта и 3-й армии, эта опасность совершенно реальна) абсолютно необходимо срочно перекинуть из России в распоряжение командарма по крайней мере три совершенно надежных полка… Повторяем: без такой меры Вятке угрожает участь Перми, таково общее мнение причастных к делу товарищей, к которому мы присоединяемся на основании всех имеющихся у нас данных».
Комиссия первым долгом решила укрепить партийно-политическую работу в 3-й армии. Начали с подбора кандидатур комиссаров, своим примером вдохновлявших бойцов на ратные подвиги, неприступным заслоном стоявших на пути врага. Главным политическим комиссаром 3-й армии был назначен член Уральского областного комитета партии Н. Г. Толмачев.
К концу января численность коммунистов в 3-й армии составила около 10 тысяч. На фронт был послан Вятский батальон войск ВЧК в количестве 600 человек. Из коммунистов Вятки и Слободского был создан чрезвычайный батальон для прикрытия прифронтовых дорог и борьбы со шпионами и диверсантами.
И. В. Сталин и Ф. Э. Дзержинский помогли закончить формирование лыжного отряда, который 28 января 1919 года в составе около 1000 человек, в том числе 200 коммунистов, при двух скорострельных пушках, четырех бомбометах и шести пулеметах отбыл из Вятки на север для обеспечения левого фланга 3-й армии. Впоследствии он получил название Особого Северного экспедиционного отряда.
13 января 1919 года члены Комиссии ЦК послали Владимиру Ильичу предварительный отчет о проделанной и намечаемой работе. А уже на следующий день из Москвы в Глазов пришла телеграмма, в которой вождь сообщил Сталину и Дзержинскому:
«Получил и прочел первую шифрованную депешу. Очень прошу вас обоих лично руководить исполнением намеченных мер на месте, ибо иначе нет гарантии успеха».
Работа по укреплению фронта и советского тыла продолжалась и в последующее время. На объединенном заседании партийных и советских организаций в Вятке, состоявшемся 19 января в доме № 97 по улице Ленина, по предложению Комиссии ЦК был создан губернский военно-революционный комитет. В него вошли: член Уральского обкома партии А. Г. Белобородов, уральский окружной военный комиссар С. А. Анучин, представители Вятского губисполкома и губкома партии С. А. Новоселов и П. И. Малков. Председателем В РК был избран А. Г. Белобородов.