Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Революцией призванные

• Музей Александры Михайловны Коллонтай пятнадцать лет существует в ленинградской школе № 326. На Невской заставе начинался путь революционерки: здесь ока вела рабочие кружки, здесь крепло ее ораторское мастерство, здесь состоялись ее первые встречи с Лениным. О страстной большевичке, трибуне, дипломате А. М. Коллонтай рассказывают экспонаты школьного музея.

• Свыше ста Ленинских комнат создано в школах Ярославской области. Одна из лучших — при ярославской школе № 9. Комната стала центром всей массовой и воспитательной работы. Школьная Лениниана — это ленинские уроки, чтения, зачеты, это сбор материалов по истории орденоносных заводов города, поиск людей, награжденных орденом Ленина.

• История сохранения портрета Ильича колхозником Г. И. Поташко из белорусской деревни Юровичи, широко известна. Во время фашистской оккупации Г. И. Поташко тайком вынес портрет из клуба и сохранил под носом у врагов. Когда в Юровичи пришли советские части, портрет торжественно, в сопровождении всех жителей деревни был пронесен по улице и водворен на прежнее место в клубе. Сейчас эта дорогая реликвия стала экспонатом музея школы.

• Материалы о жизни матери Владимира Ильича Ленина Марии Александровны Ульяновой собирают для своего музея следопыты ленинградской школы № 147. Экспедиционные поисковые группы неоднократно выезжали в Пензу, где отец В. И. Ленина преподавал в гимназии, в Ульяновск.

•«Эсгляндская трудовая коммуна» — так называется музей 2-й средней школы города Нарвы. Документы и фотографии, собранные следопытами, рассказывают о роли эстонских революционеров в становлении Советской власти.

• Штурмовал Зимний
В музее Псковского Дома пионеров хранятся многие вещи и документы Петра Ильича Розанова.
Он рано остался без родителей. В восемь лет уже работал на заводе Эриксона. В 1914 году был призван во флот. Там он сблизился с будущим председателем Центробалта П. Е. Дыбенко, председателем Военно-морского ревкома И. И. Вахрамеевым, П. Д. Мальковым, ставшим впоследствии комендантом Смольного. Вернувшись на завод, Петр Ильич Розанов был избран в завком от партии большевиков. Он неоднократно видел Ленина, слышал его на площади у Финляндского вокзала, на Марсовом поле. Сводила его судьба и с комендантом Таврического дворца А. Г. Железняковым, вместе они штурмовали Зимний.
После революции Розанов патрулировал город, возглавлял отряд связи. В составе продовольственных отрядов выезжал в губернии; в одной из таких поездок его настигла кулацкая пуля — был тяжело ранен.
В последние годы работал на Псковском заводе радиодеталей. Следопыты были частыми гостями Петра Ильича. Революционные страницы биографии земляка восстановлены ими в экспозиции пионерского музея.

• Делать жизнь с кого
Анкета делегата X Всероссийского съезда РКП(б). Против графы «Родной язык» через прочерк написано: «Русский». Следующая графа: «Какие другие языки вы знаете и насколько хорошо?» Стремительный почерк, некоторые слова сокращены, но ответ предельно четок: «Английский, немецкий, французский — плохо, итальянский — очень плохо».
Эту анкету заполнял Ленин. Ответы, конечно, скромны. поскольку Владимир Ильич знал упомянутые языки очень хорошо, вообще способностью к языкам отличался, живя в эмиграции, свободно говорил на языке чужой страны, а литературу читал в подлинниках…
Этот документ хранится в Ленинском зале выборгской школы-интерната № 2. Разумеется, анкета попала сюда в копии, так же, как и другие документы, в том числе зарубежные, присланные из Варшавы, Праги, Тампере… Но ведь смысл и ценность от этого не меняются, а значение их в воспитательной работе и влияние на ребячьи умы и воображение всегда велики.
Учащиеся школы-интерната ведут шефство над памятным местом, связанным с именем Ильича,— дачей А. Г. Шлихтера, где Ленин бывал в 1906—1907 годах, совершают путешествия по другим местам, где жил и работал вождь, встречаются с сотрудниками ленинских музеев.

• Фурманов в Кинешме
«Сорваны цепи, растаяла мгла. Теперь душа моя вольна на всю жизнь. Здесь расправлю свои крылья, здесь я спокойно буду заниматься любимой работой!— писать, писать. Здесь все собралось к тому, чтобы шире раскрыть передо мной ворота жизни»,— так записывал в свой дневник Дмитрий Фурманов в 1912 году, будучи воспитанником реального училища в Кинешме. До сих пор на набережной Волги растут старые тополя, посаженные в начале века кинешминскими реалистами, и где-то среди них есть и тополь Фурманова…
В бывшем реальном училище разместилась школа. И есть при ней музей, располагающий 900 экспонатами, рассказывающими о жизни и творчестве комиссара Чапаевской дивизии, советского писателя Дмитрия Андреевича Фурманова. Он любил и всю жизнь помнил свое училище. Сюда он неоднократно приезжал и в годы революции, и работая в Иваново-Вознесенске под руководством М. В. Фрунзе, и когда работал над романом «Чапаев».
Активисты музея получают по 500—700 писем в год: от ветеранов, общественных деятелей, литераторов, военных. И чего только нет в школьном музее — издания книг писателя, барельефы и портреты, подаренные скульпторами и художниками, программы спектаклей в МХАТе, поставленных по его пьесам, письма актеров, игравших роль Фурманова, изображения снимков всех памятников, поставленных писателю. И, наконец, фотоальбом выпускников реального училища 1913— 1914 годов, где есть и юный Фурманов.м

• Стала школа памятником
Ленинские Горки. Тихий парк. Замерзшая речка Пахра. Двухэтажный флигель — здесь в 1921 году была открыта школа. Самый первый звонок, сзывающий ребят на уроки, раздался в ней еще при жизни Владимира Ильича Ленина.
А рядом — целый школьный городок, уже современный, с кирпичным просторным зданием, с комплексом подсобных помещений, спортивными площадками.
Двухэтажный же флигель стал мемориальным. Здесь все оставлено или восстановлено по первоначальному облику, как в те времена, когда собирали детей из окрестных деревень, читали им книги, когда Советская власть только начала ликвидацию безграмотности. Веранда с деревянной балюстрадой, точеными перильцами; восемь печей, отделанных изразцами, светильники под железными колпаками, кровати в спальнях застланы суконными одеялами, и даже проводка устроена, как в былые времена…
Уже более десяти лет местные школьники собирают экспонаты для старой школы, ставшей памятником. Разыскивают ее выпускников, ходят по окрестным селам и невзначай, где-нибудь на чердаках, отыскивают старые учебники и книги, по которым учились и которые читали учащиеся 20-х годов, в личных библиотеках колхозников находят издания тех лет.

• Соратница Е. Д. Стасовой
Эмилия Августовна Алексеева, чьим именем названа теперь одна из улиц в Барнауле, в молодости была связана с выдающимся деятелем партии и революционного движения Еленой Дмитриевной Стасовой. Они вместе отбывали ссылку в селе Курагино в 1914 году. О Стасовой рассказывают многие экспонаты музея Курагинской школы, а вот о ее подруге следопыты узнали лишь несколько лет назад, от старейшей жительницы города Р. И. Жибиной. Ей хорошо запомнилось, что вместе с Еленой Дмитриевной Стасовой жила еще девушка, но ни имени, ни фамилии ее она не знала.
Школьники из Курагино послали запрос в Алтайский краеведческий музей, откуда им и сообщили, что в 1914 году в одно время со Стасозой отбывала ссылку Эмилия Августовна Алексеева.
Она была сослана за революционную деятельность на одном из петербургских заводов. После Февральской революции Эмилия вернулась в Петроград, вела большевистскую работу среди женщин Выборгской стороны, затем по решению ЦК РКП(б) была направлена на работу в Барнаул. Погибла в застенках колчаковской разведки.
Еще одно славное имя вписано курагинскими следопытами в историю своего края.

• Знамя Железняка — легенда и быль
Когда следопыты средней школы № 32 города Одессы стали собирать ‘материалы о жизни героя гражданской войны Анатолия Григорьевича Железнякова, они располагали очень немногими сведениями. Конечно, им была известна знаменитая песня о Железняке: «Штыком и гранатой пробились ребята…» Но о том, например, что «матрос Железняк-партизан» похоронен не в степи под Херсоном, а в Москве, на Ваганьковском кладбище, ребята услышали впервые…
Поиск, начатый следопытами одесской школы, помог им узнать многие подробности жизни и гибели прославленного Железняка, в двадцать четыре года ушедшего защищать завоевания резолюции.
С особым интересом учащиеся школы «расшифровывали» легенду о знамени дивизии Железнякова. Считалось, что знамя Анатолий Григорьевич Железняков передал дунайским красногвардейцам от имени пролетариев Питера и балтийских моряков, а в Великую Отечественную войну оно вдохновляло на подвиги советских солдат, бившихся с немецкими захватчиками. Следопыты просмотрели архивы многих музеев, написали десятки запросов, выясняя подробности этой легенды. Все в ней подтвердилось и, более того, ребята узнали, что знамя Железняка сохранилось до нашего времени и как великая святыня хранится сейчас в Белгород-Днестровском краеведческом музее.
Ребята прошли дорогами «железного матроса», разыскали его товарищей и соратников. В дни, когда праздновалось 35-летие освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков, они устроили и провели встречу ветеранов Железняковской дивизии.



Перейти к верхней панели