Леонид ГОЛУБЕВ
Среди людей, оказавшихся вместе с В. И. Лениным в Париже, был и политический эмигрант Иван Петрович Мазанов. В. И. Ленин хорошо знал Ивана Петровича и всю его семью — жену Екатерину Ивановну, детей — Мишу и Зину.
В 1896 году И. П. Мазанов был осужден за участие в екатеринославском социал-демократическом кружке па три года в ссылку в Сибирь. Юная Катя, его’ невеста, решила разделить с ним судьбу. Они обвенчались в Бутырской тюрьме и последовали по этапу в Туруханск.
После разгрома восстания донецких рабочих в 1905 году И. П. Мазанов был вынужден эмигрировать. В Париже он работал токарем, жил в квартире по улице Барро, 91. В этом же доме жила семья революционера Алексея Алексеевича Шпагина. Одно время в мазановской квартире жила Инесса Арманд.
Вот тогда-то Зина, ей было одиннадцать лет, впервые увидела Владимира Ильича, которого дети называли дядей Володей.
Зинаида Ивановна Бене-Мазанова, единственная из живых свидетельниц пребывания Ленина в Париже, в Лонжюмо, живет сейчас в Риге.
Подарок маршала
Леонид СУРИН
Юрюзанский завод был единственным предприятием, обеспечивающим кавалерию Красной Армии подковами и гвоздями для ковки лошадей. В 1940 году завод изготовил 14 миллионов подков, 848 тонн гвоздей, более 30 миллионов шипов «Нейс».
Маршал С. М. Буденный, первый кавалерист страны, помощник Главкома Красной Армии по кавалерии и член Реввоенсовета СССР, инспектор кавалерии РККА, постоянно проявлял большой интерес к заводу.
12 февраля 1964 года С. М. Буденный послал в Юрюзань письмо:
«Дорогие товарищи юрюзанцы!— писал маршал в этом письме.—Наша Родина и ее Вооруженные Силы не забудут вашего самоотверженного труда по обеспечению советской кавалерии подковными изделиями. Боевая слава легендарной гвардейской кавалерии, громившей немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны, не померкнет никогда.
В этом есть и доля ваших заслуг.
От всего сердца желаю вам светлого счастья и самых больших успехов в коммунистическом строительстве. С глубоким уважением
С. Буденный,
Маршал Советского Союза, член Президиума Верховного Совета СССР».
Два года спустя от Буденного пришло другое письмо:
«Дорогие товарищи! — писал Семен Михайлович.— В честь вашего самоотверженного труда по обеспечению конно-подковными изделиями легендарной Красной конницы шлю вам благодарность и памятный сувенир. Пусть он напоминает молодому поколению о героической борьбе советского народа на фронтах войны и трудовых подвигах в тылу за честь и свободу нашей Родины.»
Памятным сувениром, о котором шла речь в письме, были личные шпоры Буденного, служившие ему еще в годы гражданской войны.
С тех пор и лежат под стеклом витрины заводского музея рядом с образцами довоенной продукции Юрюзанского механического завода — подковами различных марок — шпоры маршала Буденного, подаренная им фотография.