— Разве можно допустить,— восклицал Попов,— чтобы, потомки, прочитав о жизненном подвиге этого героического человека, не имели о его внешности представления?! Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Я убежден, что Нил Павлович был очень похож на своего отца, брата, сестер…
Попов скептически воспринимал робкие доводы криминалистов о пределах возможностей науки и был твердо уверен: если нет подобных исследований — необходимо создать прецедент. Его убежденность заражала…
А если и вправду попробовать? Неужели «из ничего» придется воссоздавать облик декабриста? Кто сейчас станет отрицать основные положения генетики — науки о передаче по наследству характерных признаков! Опираясь на них, отнюдь не произвольным было допустить, что Н. П. Кожевников был похож на ближайших родственников, А их изображения сохранились! Это уже документальный материал.
С другой стороны, нельзя было сбросить со счета и то, что воссоздание образа неизвестного—не такое уж редкое дело в повседневной жизни. Просто люди об этом редко задумываются. Что, например, такое «Бородинская панорама», «Боярыня Морозова», «Явление Христа народу» и другие полотна, созданные на исторические и мифологические сюжеты, как не воплощение образов прошлого? А иллюстрации к книгам— живописная материализация образов, навеянных прочтением литературного произведения?