Собрать ребят — дело не хитрое. Но как собрать таких, чтобы из них вышла боевая единица, коллектив, способный решить сложнейшую задачу?
На другой день от станции Синара отправился отряд комсомольцев и молодежи, собранный по селам тогдашнего Покровского, ныне Каменского, района, в Оренбургскую область, в местечко с названием Бреды. В вагон садились молча. Незнакомые между собой юноши и девушки с котомками суточного запаса провианта рассаживались по местам. По лицам можно было прочесть без труда, что едут люди не с особенной охотой, а только подчиняясь обстоятельствам — отбудем повинность и домой.
Клава, как могла, расшевеливала ребят, знакомила друг с другом, но выглядело это, по крайней мере, смешно и бесполезно. Затянутая было ею комсомольская песня оборвалась, не получив поддержки. Надо было, наверно, своих из МТС побольше взять, без костяка какой коллектив! Правда, поехали хорошие работники активисты, но от этого не легче: не всегда из прекрасных по отдельности людей в одночасье получается крепкий коллектив, даже наоборот бывает. Да еще условия такие: на дворе снег падает, начинаются морозы, дом — за тридевять земель, а половина ребят впервые от материных юбок оторвались…
Ночью поезд остановился на какой-то невзрачной станции. Покровский отряд вывели к реке. Черная вода плескалась в белый, припорошенный первым снегом берег и облизывала мелкие кустики. Причалил паром. Из темноты звучно крикнули:
— Загружайтесь!
Звякнули цепи, паром тронулся.
— Откуда будете? — подступила к Клаве пожилая женщина.
— Из Свердловской области, покровские мы. Хлеб убирать едем.
— Ой, молодцы! Сколько хлеба-то в степи пропадает. Силенок не хватает, никак выбрать не можем.