Это в наше время всякое путешествие задолго до начала прослеживается по картам и чуть не в деталях предстает с помощью справочников и путеводителей. Глобус мы держим в руках с детства, географические карты читаем- «с листа»… Но невозможно представить, каким трудным и сложным ока зал ся ‘ путь экспедиции Делиля в восемнадцатом столетии. Самым- быстрым был санный путь — не зимний, когда короткие дни, метели и морозы мешают путешественникам, а ране-весенний, с еще крепкими дорогами и льдом на реках. Восемнадцать человек везли с собой инструменты, составлявшие целую обсерваторию.
9 апреля, через сорок два дня, после неимоверных усилий путешественники достигли Березова. Найден дом, где установили инструменты. В ожидании благоприятных для наблюдения дней члены экспедиции знакомились с краем, осматривали городок. Благодаря этому вынужденному ожиданию мы и имеем сегодня зарисовки города Березова XVIII века. Делал их Товий Кенигсфельд; имея звание адъютанта-астронома, он выполнял в экспедиции множество обязанностей — числился помощником Делиля по части наблюдений и вычислений, рисовал карты, вел дневник, был переводчиком, зная три языка. Подписи под рисунками сделаны на французском,- дневник Кенигсфельд вел на немецком.
Члены экспедиции были современниками событий времен падения власти опального полководца Петра I Александра Даниловича Меншикова, затем — Долгоруких. Меншйков был сослан царем в Березов в 1727 году. Конечно, членов экспедиции, занимали подробности ссылки сановных приспешников Петра.