Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Картофель, картошка, бульба...

В деревнях Пермского уезда картофель распространялся успешнее. В начале XIX века его сажали в Соликамске, в Кунгуре, в Оханске и продавали в Перми. Но до всеобщего признания было еще далеко.
Агроном и писатель А. Т. Болотов, сам познавший достоинства нового продукта питания в заграничных походах Семилетней войны, активно пропагандировал картофель, на родине. Нежелание крестьян браться за новую культуру он объяснял горьким вкусом его тогдашних сортов. Кроме того, до неграмотного крестьянина не могло дойти содержание «Наставления» Медицинской коллегии. Люди не умели .возделывать новое растение, не знали, как его употреблять в пищу. Случалось, ели не клубни, а ядовитые зеленого цвета плоды, так называемые ягоды, растущие на стеблях, и заболевали. С религиозной фанатичностью противились посадкам картофеля старообрядцы Беломорского Севера, Поволжья и Приуралья. Они называли его чертовым яблоком и запугивали суеверных людей: «кто ест картофель, ест души человеческие». Главное же было в том, что сельское население не нуждалось в новом продукте питания, еще не ощутило потребности в новом овоще.
А царские чиновники заставляли государственных и удельных крестьян сажать картофель под угрозой оружия. Сопротивляющихся жестоко наказывали. Возмущенные насилием крестьяне избивали чиновников, громили карательные отряды, уничтожали посевы картофеля. В истории эти антиправительственные выступления получили название картофельных бунтов.



Перейти к верхней панели