Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Профессор занимательной науки

На хорошо сохранившуюся книгу, конечно же, приятно взглянуть. Но иногда и затрепанный томик может вызвать чувство благодарного уважения и  волну теплых воспоминаний, которые искупают его неказистость.
Вот как, например, этот, что лежит сейчас передо мной, взятый с дальней, но особо хранимой полки: «Я. И. Перельман. Занимательная физика. Книга первая. Издание четвертое. Петроград, 1919 г.».
Изрядно досталось книге за эти годы: с нею прошли мои детство и отрочество, да и не только мои — не один десяток товарищей разных лет прошел через ее школу, приобщился не просто к физике, но и к основам научного взгляда на окружающий мир. И хотя никто из нас, кажется, не стал ученым-физиком, уверен, что все мы сохранили глубочайшее уважение и  благодарность к «Занимательной физике» и ее автору за то многое, что она дала нам в наши юные годы.
Да что мы, на этой книге за 70 лет ее жизни (первое издание вышло в 1913 году, а последнее — пока! — двадцать первое, в 1982 году) выросло и воспиталось не одно поколение читателей.
«Занимательная физика» была у Я. И. Перельмана не единственной книгой подобного жанра — за ней последовали «Занимательная арифметика», такие же геометрия, алгебра, механика, астрономия и другие. Он настолько увлекся популяризацией науки, что, кажется, совсем забыл о своей основной специальности — ученого-лесовода.
Увлекаясь сам, он увлекал за собой других — авторами подобных книг становятся по его призыву многие известные ученые. По его инициативе и под его редакцией в ленинградском издательстве «Время» в 1920—1930-х годах была создана целая энциклопедия занимательной науки. Тогда вышли «Занимательная авиация» К. Вейгелина, «Занимательная география» С. Аржанова, «Занимательная зоология» А. Никольского, «Занимательная химия» и «Занимательная электротехника» Н. Рюмина, «Занимательная минералогия» А. Ферсмана, «Занимательная ботаника» А. Цингера…
Известен был Перельман и как страстный пропагандист идей К. Э. Циолковского. Книга Якова Исидоровича «Межпланетные путешествия» вышла так давно, что в это сегодня трудно поверить — в 1915 году, а впоследствии много переиздавалась. Он стал и одним из первых биографов Циолковского, который глубоко уважал и высоко ценил популяризаторскую деятельность Перельмана.
Юношам двадцатых годов Перельман памятен как редактор любимото многими журнала «В мастерской природы», выпускавшего в качестве приложений библиотечку с описанием занимательных и полезных приборов и ремесел.
В моем домашнем архиве счастливо сохранился пакет с письмами Якова Исидоровича 1934—1935 годов. Тогда я, молодой сотрудник свердловского детского журнала «Техника смене», решил просить у маститого популяризатора совета — как сделать отдел науки и техники в журнале более занимательным. Написал ему без особой надежды на ответ, помня о его занятости — ведь помимо работы над новыми книгами, многочисленными статьями в газетах, журналах и сборниках, редакторской и организаторской работы, он преподавал в Военно-морском училище имени Фрунзе, был научным сотрудником Астрономического института при Ленинградском университете, состоял членом многих ученых обществ, в том числе за рубежных k (например, Британского и Американского межпланетных обществ).
Но ответ не заставил себя ждать долго — вскоре пришло письмо, написанное на удивление четким, прямо-таки каллиграфическим почерком, свидетельствующим об исключительной аккуратности пишущего, об уважении к тому, кто будет читать.
За первым письмом последовало второе, третье, четвертое… Советы выдающегося мастера популяризации многим помогли молодому областному журналу. Яков Исидорович намеревался и сам принять участие в нем как автор, но… в это время он увлекся новой идеей, которая вскоре завладела им целиком, заставила свести к минимуму все остальные дела. Он писал: «В ближайшие месяцы я буду целиком поглощен работой по организации в Ленинграде Дома занимательной науки». Так и оказалось— целиком.
Об этом интереснейшем, совершенно замечательном учреждении, первом и тогда (кажется, и до сих пор) единственном в мире комбинате занимательной науки с обширной научной программой, с анфиладой . демонстрационных залов (под которые был отдан один из дворцов на Невском), с комплексом аттракционов, с издательским сектором, выпускавшим листовки, буклеты, книжки-малютки и проч. и проч.— много писалось, а те, кому удалось побывать в нем, помнят его до сих пор.
К сожалению, война прервала деятельность Дома занимательной науки. В блокадном  Ленинграде, не пожелав расстаться с ним, в марте 1942 года погиб и сам Яков Исидорович, не дожив до своего шестидесятилетия — он родился 5 декабря 1882 года.
…Оглядывая выстроившиеся на полках многочисленные уже теперь тома разных «занимательных наук», видишь, что идея Перельмана оказалась очень живучей — что ни год, то новые и новые выпуски встают на полки библиотек и книголюбов. Но, ознакомившись с ними поближе, видишь и другое — не все они следуют методике и стилю, предложенными Перельманом, В некоторых занимательность присутствует разве что в названии. А стоило бы вспомнить об изначальных установках серии, принесших ей успех и многолетнее неувядающее внимание читателя. И мечтается о том, что представительный редакционный совет, составленный из видных ученых, разработает долголетнюю программу выпуска классических образцов этого жанра и создания новых, достойно продолжающих начатое Перельманом дело.
Это было бы достойным памятником выдающемуся энтузиасту пропаганды знаний и научного мировоззрения— Якову Исидоровичу Перельману.



Перейти к верхней панели