На набережной ленинградской речки Пряжки стоит школа № 235. Ее адрес известен всей стране, Скрещенные скрипка и автомат — эмблема музея «Музы не молчали», за каждым экспонатом которого стоит целая история…
В 235-й школе проведен вечер, посвященный сорокалетию исполнения Седьмой симфонии Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде и первому концерту — состоялся он после трагической зимней паузы в 1942 году, когда на город еще не прекратились массированные налеты, было много жертв и разрушений, Этот день газеты назвали «днем победы среди войны».
На концерте присутствовал старейший дирижер К. И. Элиасберг. В зале звучали Чайковский, Глинка. Арию Орлеанской девы пела заслуженная артистка республики, в будущем исполнительница партии Кармен — Надежда Львовна Вельтер. Вельтер в гражданскую войну руководила хором в Первой конной армии у Буденного; в Отечественную — выступала во многих концертах фронтовых бригад.
Во всех оперных и балетных спектаклях участвовал симфонический оркестр ленинградского радиокомитета, вместе с открытыми концертами и выступлениями по радио он выступил в блокаду свыше 300 раз.
….Семнадцать музыкантов знаменитого оркестра поднялись на сцену вновь спустя сорок лет. Тысяча сто зрителей встретили их шквалом аплодисментов: здесь ученики музыкальных школ, училищ, консерваторцы, артисты всех жанров блокадного искусства, бывшие бойцы ПВО, охранявшие здание филармонии во время военного концерта, около двадцати артиллеристов 14-го контрударного полка, принимавших огонь на себя, во главе с начальником штаба В. П. Гордеевым. Более ста человек — слушателей, присутствовавших на премьере Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года, тоже здесь.
Звучат стихи артиллериста Вольского, исполняется симфоническая пьеса, написанная учеником Шостаковича Владиславом Успенским, играет ансамбль скрипачей учеников школы-десятилетки при консерватории имени Римского-Корсакова. Кадры кинохроники сменяются рассказами очевидцев премьер. Зал знакомится с почетными донорами — артистами военного Ленинграда, это на их деньги, за их бесплатно сданную кровь был построен самолет «Ленинградский донор».
После кадров фильма «Героическая симфония» вместо летчика, которого играет артист Николай Крючков, на сцену выходит тот самый летчик, что привез партитуру Седьмой симфонии из Куйбышева в Ленинград. Ребята искали его долгие годы…
В зале те, кто стоял у истоков создания музея «Музы не молчали», и юные следопыты. Они видят плоды своего труда, узнают многих артистов Ленинграда, которые давали концерты в своем блокадном городе и у стен поверженного Берлина.
В прекрасном здании Дворца культуры имени Первой пятилетки не случайно проходил этот праздник: здесь в начале войны по инициативе Н. К. Черкасова был создан театр народного ополчения, музыкальным руководителем которого был Дмитрий Шостакович…
СЫН КОРПУСА
Леонид ГОЛУБЕВ
На встрече со следопытами Дома пионеров и школьников Ленинского района Свердловска ветеран-фронтовик Иосиф Исаакович Старосельский рассказал интересную историю про маленького танкиста.
…Добровольцы 10-го Уральского танкового корпуса вели жестокие бои на Украине, форсировали Днепр. В подкрепление пришла новая техника с Урала — эшелон танков. Гвардии сержант Старосельский вместе с другими танкистами принимал на железнодорожной станции боевые машины. Наблюдал за приемкой танков начальник политотдела полковник Илья Федорович Захарченко. С очередного танка сняли брезент и увидели прижавшегося к гусеницам мальчонку.
— Да ты как сюда попал? — изумился полковник Захарченко,
Мальчик смело взглянул в лицо офицера: ,
— На фронт еду, бить фашистов! За брата буду им мстить…
— Звать-то тебя как?
— Толя Гончарук…
— Парень-гвоздь…— полковник хлопнул мальчика по плечу.— Так и быть, зачислим тебя, Анатолий Гончарук, в наш корпус.
Первое время Толя находился при штабе. Любому мальчишке это уже было бы в радость, а Толя заскучал. И не могли не заметить этого офицеры. Решили передать его в разведбатальон, наказав, чтобы разведчики как следует присматривали за ним, оберегали. Разведчики приняли мальчика как родного, обмундировали в новенькую форму: один из бойцов сшил специально на мальчишескую фигуру. Толя оказался смышленым, ловким, быстро научился обращению с автоматом.
А убережешь — как убережешь… Война ведь… И просился Толя в самое пекло.
26 марта 1944 года танкисты ворвались в город Каменец-Подольский. Упросил Толя взять его с собой… Вылезли они из танка с сержантом Калининым, залегли — стали наблюдать, откуда фашисты стреляют. Засекли здание, этаж. Обошли дом стороной, поднялись наверх. Сержант в левом крыле начал обстреливать фашистов из автомата. А Толя, приоткрыв дверь одной из квартир, увидел двух здоровых фашистов… Ровно на миг они растерялись, и Толе хватило этого мгновения, чтобы дать очередь… Оба фашиста рухнули на пол.
За этот бой Толя Гончарук был награжден медалью «За боевые заслуги».
Вместе с танкистами Анатолий Гончарук прошел большой путь. Приходилось делать в сутки пешие переходы по пятьдесят-шестьдесят километров, нести на себе оружие, диски патронов, гранаты… С танковым корпусом дошел он до Берлина, освобождал Прагу. На Одере был ранен, попал в госпиталь и в декабре 1945-го демобилизовался.
Гвардии старшина Старосельский больше не встречал Толю. Но однажды услышал случайно от кого-то, что живет Гончарук в Нижнем Тагиле, работает на Уралвагонзаводе. Да, Анатолий после демобилизации приехал на Урал, устроился учеником слесаря на Уралвагонзавод, работал потом слесарем-сборщиком в медницком цехе,
А. В. Гончарук и сейчас живет в Нижнем Тагиле. К фронтовым наградам добавил он «Знак Почета». В его семье растут четверо детей. На Уралвагонзаводе бывший сын танкистов обрел много новых друзей. Урал стал для него родным.