Не Татьяна, а именно Наташа. Так в первоначальном наброске нарек А. С. Пушкин героиню романа «Евгений Онегин». Почему впоследствии он изменил имя? Вероятнее всего, из соображений этики: ведь прототипом Татьяны была Наталья Дмитриевна Апухтина, дочь небогатого дворянина, владельца имения Отрада в Костромской губернии. Разумеется, документально это не доказано, и претенденток на ту, «с которой образован Татьяны милой идеал», предостаточно, но все же Апухтиной (в замужестве — Фонвизиной) следует отдать предпочтение. Не только потому, что ее биография почти полностью совпадает с жизнеописанием Татьяны,
У Апухтиной было неудачное увлечение приехавшим в костромскую глушь из столицы молодым человеком, отвергшим ее любовь, и она вышла замуж за более старшего по годам генерала М. Фонвизина, героя Отечественной войны 1812 года, переехала с ним в Петербург, где покорила свет своим умом, начитанностью, скромностью.
Верность супружескому долгу в романе заставила Татьяну отвергнуть любовь Онегина, верность долгу более высокого порядка заставила Наташу разделить участь мужа, сосланного в далекое Забайкалье за причастность к движению декабристов. Уж одно это говорит, что Пушкин не ошибся в выборе прототипа своей героини. А доживи автор до середины века, он узнал бы еще немало деталей, свидетельствующих о прекрасных порывах» души Натальи Дмитриевны.
Недавно в Костромском государственном архиве обнаружен любопытный документ — «Мирской приговор» крепостных крестьян имения Отрада, в котором они всем миром слезно просят свою владелицу… не отпускать их на волю и владеть ими до конца жизни. Но в завещании оговорить, что после смерти Фонвизиной они должны перейти не к законным наследникам, а в разряд государственных крестьян. Появлению этого «приговора» предшествовало письмо Натальи Дмитриевны своим крестьянам, в котором она предлагала всем вольную.