Подсказывает жизнь
— Николай Николаевич, посмотрите, что я придумал!..
Н, Н. Гришечко извинился за прерванную беседу и ушел посмотреть, что же там такое сотворил изобретатель десяти лет от роду.
Нет, вы не думайте, что слово «изобретатель» тут надо обязательно брать в кавычки. Ребята из кружка изобретателей и рационализаторов Ворошиловградской областной станции юных техников изобретают серьезные вещи. Доказательство тому — авторские свидетельства, дипломы, которые красуются на стенах. И вот этот инструмент, который лежит сейчас перед нами на столе,— фасонные щипцы. Предназначены они для открывания медицинских флаконов. Тех самых, крышечки которых обязательно придерживаются сверху колпачками из алюминиевой фольги. Начнешь сдирать эту крышечку ножницами или каким другим малопригодным для этого инструментом, не успеешь глазом моргнуть — раз! — уже порезался. А сколько таких флаконов в день приходится открывать, скажем, медицинским сестрам в больнице?..
Вот ребята и пришли на помощь взрослым — сконструировали щипцы, для которых открыть любой флакон с лекарством еще проще, чем Щелкунчику раскусить орех. Фасонные губки плотно охватывают крышку, а специальный выступ-зуб тотчас сдирает фольгу. Получается и быстро, и безопасно.
Женя Хорошевский, Юра Краев и другие ребята сделали несколько таких щипцов для местной больницы, и медики остались ими очень довольны.
И это не единственная разработка кружковцев. Они предложили оригинальное устройство для сбора камней с поля, приспособление для очистки льда с рельсов на железнодорожных путях, маленький приборчик для проверки лампочек в елочной гирлянде и устройство для измерения вязкости жидкости в потоке…
Интересно, а откуда ребята берут темы для своих разработок?. Именно этот вопрос мы и задали вернувшемуся к столу Николаю Николаевичу.
— Как это откуда? — удивился он.— Да поглядите вокруг, таких тем сколько угодно в жизни!
И действительно, все получается именно так. Мама, которая работает медицинской сестрой, подсказала одному из кружковцев необходимость фасонных щипцов. Летом поехали в подшефный колхоз — убедились в необходимости устройства для сбора камней. Были на железнодорожной станции — узнали, что зимой стрелки заносит снегом и их приходится чистить вручную.
Да что говорить! Тему для изобретения можно отыскать даже в обычном школьном учебнике.
Вместе с Н. Н. Гришечко — инженером-конструктором и рационализатором, работающим на Ворошиловградском тепловозостроительном заводе, в работе кружка принимает участие и председатель общественного совета ВОИР Ворошиловградской области, кандидат технических наук А. X. Теплицкий.
И вот однажды, зайдя на одно из занятий кружка, Теплицкий напомнил ребятам историю, которая произошла несколько лет назад. Тогдашние кружковцы Анатолий Кубаш и Сергей Пожаров вместе со своими руководителями усовершенствовали конструкцию всем известного вискозиметра — прибора для измерения вязкости жидкости.
Обычно вязкость жидкости оценивают по скорости падения шарика в стеклянной трубке. Чем медленнее падает шарик, тем, значит, больше вязкость. Время падения засекают с помощью секундомера, а затем ведут вычисления по специальным таблицам. «А что если усовершенствовать эту конструкцию? — задумались ребята.— Неужели так уж обязательно все операции проводить вручную, да еще каждый раз отбирать для оценки вязкости специальную пробу. Нельзя ли вести измерения непосредственно в потоке?..»
Оказалось — можно. Прямую трубку заменила v-образная. Вместо одного шарика стало два — один падал по потоку жидкости, другой — против. Таким образом удалось нейтрализовать скорость самого потока. А система катушек индуктивности позволила засекать время падения каждого шарика автоматически, не прибегая к ручному секундомеру.
Эта разработка кружковцев была признана изобретением, на которое выдано настоящее авторское свидетельство.
— Не хотите ли повторить успех своих старших товарищей? — предложил в заключение своего рассказа А. X. Теплицкий.
Конечно, захотели многие. Но повезло пока что одному Саше Крохмалю. Да и то, как сказать — повезло? Просто Саша оказался очень пытливым и наблюдательным человеком.
Рисунок, который натолкнул его на изобретение, и вы наверняка видели. А то, может, и саму модель в руках не раз держали. Я говорю о модели молекулярного строения вещества, которая есть почти в каждом школьном кабинете физики. Помните, несколько цветных, шариков, соединенных между собой спицами? Вот это та самая модель и есть.
Модель как модель. И мы такую в руках не раз держали. Но вот чтобы усовершенствовать… А Саша усовершенствовал. И помог ему в этом… велосипедный насос!
— Вернее, старый медицинский шприц, который я попросил у бабушки. Она у меня врачом работает,— уточняет Саша.— Хотя и насос на том же принципе работает, но у него зазоры между стенками цилиндра и поршнем велики…
Вот этой самой парой — цилиндр-поршень — Саша и предложил заменить традиционную спицу модели. И все!.. Казалось бы, невелико усовершенствование, но какие значительные выгоды оно принесло! Модель из статической, на которую и посмотреть-то интересно всего лишь раз, стала динамической, способной моделировать некоторые процессы из жизни кристалла.
Вот упругие деформации. Вы чуть растянули шарики, поршень двинулся по цилиндру, а воздушное разрежение его не пускает. Стоит только отпустить руки, и поршень тотчас возвращается на место.
Когда же упругие деформации переваливают некоторый предел, кристалл деформируется, связи в нем нарушаются. И это тоже можно продемонстрировать на модели.
Продолжайте растягивать шарики до тех пор, пока поршень не дойдет до отверстия, специально для этого сделанного в цилиндре. Под поршень тотчас же прорвется наружный воздух, и сопротивления как не бывало — упругие деформации сменились пластическими.
А чтобы можно было вернуть модель в исходное состояние, у дна цилиндра предусмотрено еще одно отверстие, закрытие выпускным клапаном.
Вот, собственно, и все. Просто? Да. Только никто до этого раньше не додумался. А потому авторское свидетельство за изобретение демонстрационной модели кристалла совершенно справедливо получил Саша Крохмаль.
Что же касается его товарищей по кружку, то у них первые изобретения пока еще впереди. Но они не унывают. Жизнь продолжается, и каждый день приносит что-то новое и интересное.
Две лучше, чем одна
Так считает москвич Сергей Шубнов. А речь здесь идет о кабинах портального крана.
По своей конструкции такой кран представляет собой своеобразный мост, перекинутый через грузовую площадку от одной опоры к другой. Под мостом перемещается тележка, на которой закреплен грузоподъемный крюк. А сам кран перемещается на тележках по рельсовым путям.
Вот Сережа и предлагает:
— Чтобы крановщику было удобно работать, давайте снабдим кран двумя кабинами, по одной на каждой стороне. Тогда ему будет сподручнее наблюдать за всем, что делается на грузовой площадке.
А чтобы убедиться в правильности своей идеи, Сергей Шубнов построил действующую модель такого крана. Управляется она дистанционно, с помощью выносного пульта.
Роторно-лонаточный комбайн
Полностью он называется так — роторно-лопаточный комбайн с виброфрезой для уборки картофеля, редиски, свеклы и других подобных культур. А изобрел его Максим Ларкин, который живет в Новосибирском Академгородке и там же занимается в местной станции юных техников.
Хотя Максим горожанин, он знает, насколько трудно бывает убирать урожай колхозникам вручную, рот и предложил новую машину для механизации этой трудоемкой операции. В отличие от ныне существующих машин этот комбайн не пашет, не роет землю, а фрезерует ее. Такой способ намного облегчает работу, а если учесть еще, что фреза при работе еще и вибрирует, становится понятно, почему затраты энергии у нового комбайна будут намного меньше. Ведь не случайно в наши дни виброинструментом пользуются работники самых разных специальностей — шахтеры, бурильщики, граверы, даже хирурги. Ультразвуковой виброинструмент в самый твердый материал входит, как нагретый нож в сливочное масло.
«Цып-цып-цып, мои цыплятки!»
Вячеслав Бозаджи из Молдавии тоже решил заняться проблемами сельского хозяйства. Но он не стал строить действующую модель, как это сделали Максим Ларкин или Сергей Шубнов. Он построил самый настоящий автоматический инкубатор!
Размеры его невелики — такой инкубатор вполне размещается на любом столе. Но в нем есть все, что положено иметь настоящему инкубатору — решетка для яиц, обогреватель и автоматические приборы, строго следящие за поддержанием необходимой температуры и влажности.
Работает «Холужок» — так назвал Вячеслав свой инкубатор — от обычной электросети и может найти себе применение в каждом сельском доме.
В помощь школе
И уж, конечно, ребята не обошли своим вниманием школьные нужды. В Ташкенте было представлено большое количество демонстрационных приборов, которые позволяют сделать школьные уроки интереснее, а проводимые опыты — наглядными и познавательными.
Вот, например, бакинец Олег Безенков нашел способ как сделать наглядными даже уравнения Максвелла! Помните, те самые, которые утверждают, что магнитное поле превращается в электрическое и наоборот?
— Но ведь все электромагнитные колебания, за исключением световых, невидимы,— скажете вы.— О какой же наглядности в данном случае может идти речь?
Что нельзя увидеть, то можно услышать. Ведь работают же электромагнитные волны в обычном радиодинамике? Вот на этой остроумной догадке и построена модель Олега.
Прибор возбуждает электрическое поле — раздается звук одного тона. Как только электрическое поле превратилось в магнитное, меняется и тон звукового сопровождения.