Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Искусной резьбой украшены стены, двери, подставки для цветов… Еще более пышное оформление в школьной мастерской. Казалось, хозяева не могут пропустить ни одну деревянную деталь, не разукрасив ее: начиная с резного крылечка, с вытянутых морд лошадей вместо крючков на вешалках и кончая многочисленными полочками, украшенными оригинальным, неповторяющимся орнаментом. В каждом проеме двери — парусник. Разинула рот обезьянка — это вентилятор. Даже любимая детская игра — настольный-хоккей — здесь самодельная: фигурки хоккеистов выпилены из фанеры, и по фанерному с прорезями полю гоняется шайба — колесико с подшипниками…
В этой самой мастерской построены школьные суда: катамаран «Фортуна» и фанерная лодочка к нему — «Утенок».
Небольшая техническая справка о катамаране «Фортуна»: длина— 8 метров, высота грот-мачты — тоже 8; водоизмещение — 3 тонны. Одновременно может брать до 30 человек. В закрытой каюте нашлось место даже телевизору; в носовой части — место для костра и кухня. Прошлым летом старшеклассники прошли на нем 1 000 километров по Сылве и Чусовой.
Руководил экспедицией преподаватель истории и труда Александр Николаевич Щедров.
Александр рос в Перми. Ему повезло, как, увы, редко везет современным городским мальчишкам: он был обладателем сарая, куда мог стаскивать всякий хлам с улицы, и там, в уединении, мастерить, что воображение подскажет. Сделал сам несложный токарный станок, всю улицу снабжал деревянными пистолетами…
Когда учился на историческом факультете в Пермском университете, ни у кого материальной помощи не просил. Зарабатывал себе на жизнь в столярной мастерской. Бригадир в свободные от работы часы делал там себе лодку. Александр крутился рядом и все вставлял замечания: то не так, да это не так. Тот рассердился: «А вот сам  сделай!» — «Ну, и сделаю»,— пожал плечами придира.
И сделал. Потом вторую, третью… На четвертой лодке поплыл с товарищем в Астрахань — черных лебедей посмотреть.
В Ильинской средней школе Александр Николаевич — четвертый год. Труд он взялся, помимо истории, вести добровольно.
В подсобном помещении, которое Щедров получил для мастерской, царил полный хаос, станки стояли без масла… Но Александр Николаевич разрешил произвести строительной организации только основные реконструктивные работы: «Все остальное сделаем с ребятами сами». В первый год приводили в порядок помещение и осваивали станки. А на второй стала расти посреди мастерской «Фортуна».
Говорят, сейчас в школе нет ни одного ученика, который не был бы причастен к созданию катамарана. Но все-таки главным строителем называют Ваперу Поспелова. Будучи еще пятиклассником, он, один, яхтенной обшивкой обработал целый корпус: соединил со шпангоутами около двухсот реек.
У Александра Николаевича есть правило: за каждым трудом видеть цель. Приучает он ребят к водному туризму не просто ради прогулок: в итоге каждой экспедиции появляется карта отснятого участка для маломерного флота. Нанесены удобные места для стоянок, аптеки, магазины, бензозаправочные станции, рыбные, грибные и ягодные места… Уже полностью «обработаны» Чусовая, Мойва, Вишера, Березовая, в набросках — Сылва.
Целые династии вырастают в туристском клубе «Кама». Например, братья Удавихины: Сережа уже в армии, Алеша — в автомеханическом техникуме, а Андрей, сегодняшний капитан «Фортуны», учится в десятом классе.
Утром в мастерских, похожих на терем-теремок,— обычные уроки.
— Будем делать ручки для швабр нашим техничкам,— объясняет задание Александр Николаевич.
А по вечерам мастерскую оккупируют туристы клуба «Кама». Когда совсем стемнеет на улице, они включают светомузыку или крутящийся «волшебный фонарь» с картинками-силуэтами, которые по всем стенам распускают движущиеся цепи света… И звучат под гитару любимые песни, в том числе и свои, родившиеся в походах…



Перейти к верхней панели