Это было героическое время первых пятилеток. Республика Советов — в лесах новостроек. Сооружались электростанции, заводы-гиганты, прокладывались железнодорожные магистрали. В промышленных центрах поднимались первые многоэтажные жилые дома, вырастали целые социалистические городки для рабочих. Открывались новые театры и кинотеатры, фабрики-кухни, столовые, магазины… Все это требовало огромных средств.
Частично выходом из трудного положения могло стать привлечение временно свободных денег, имеющихся у населения.
Еще 26 декабря 1922 года постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР были учреждены государственные трудовые сберегательные кассы. С их созданием появились лозунги: «Брось кубышку— заведи сберкнижку!», «Храните деньги в сберегательной кассе! Это удобно, выгодно, надежно!», «Трудовая копейка рубль бережет!» С огромных рекламных щитов на городских улицах к прохожим обращался и приглашал последовать его примеру спешащий человечек: «Кто куда, а я в сберкассу!» Призывами пользоваться услугами сберегательных касс пестрели страницы газет и журналов. И приток денег резко увеличился. Эти деньги оказывали существенную помощь в выполнении планов строительства социализма, в укреплении могущества нашей страны.
…Однажды в нашем доме появился небольшой — размером с кусок хозяйственного мыла — никелированный чемоданчик-копилка. На его блестящих боках сверкали надписи: «Государственная трудовая сберегательная касса — кошелек и кассир трудящихся», а с другой стороны — «Храни каждую свободную копейку на сберегательной книжке». Копилка запиралась на внутренний замок, ключ от которого, как сказал отец, находится в сберкассе. Сверху копилки, под ручкой, была прорезь для опускания денег, а с одного из торцов — круглое отверстие, чтобы можно было заглянуть внутрь и посмотреть на содержимое.
Помню, на первых порах я старался как можно чаще опускать в копилку свои пятаки или гривенники независимо от того, с какой целью их давали мне родители: на кино, школьный завтрак или мороженое. Уж очень хотелось побыстрее скопить нужную сумму, чтобы приобрести авиаконструктор — мечту любого мальчишки. Многие ребята увлекались авиацией в то время, строили модели планеров и аэропланов, запускали воздушные змеи и шары-монгольферы. Металлический конструктор с красивыми красно-голубыми деталями позволял собирать самолеты разных типов, которые выглядели почти как настоящие.
Но вот как-то мне срочно понадобились несколько монеток, чтобы купить марку, отсутствовавшую в моей коллекции. Родителей не было дома, занять было не у кого, и я решил вынуть нужную сумму из копилки. Но не тут-то было! Копилка оказалась с «секретом». Ее создатель предусмотрел вероятность такой попытки изъятия денег не в сберкассе и придумал специальное устройство, препятствующее этому. Сколько я ни переворачивал и не тряс копилку, сколько ни помогал себе ножом, засовывая его в прорезь, ничего не получалось. С внутренней стороны щели для опускания денег были устроены проволочные гребешки. Стоило перевернуть копилку вверх дном, как зубья гребешков падали навстречу друг другу и закрывали отверстие. Достать монету было невозможно…
Настал наконец день, когда мы с отцом пошли вскрывать копилку в сберкассу. Помню, усатый кассир в толстовке и черных нарукавниках внимательно посмотрел на меня и отца в окошечко поверх очков, достал из стола ключ, открыл копилку и начал считать ее содержимое. Потом снова запер копилку и вернул ее нам вместе с новенькой сберкнижкой, заполненной на имя отца.
Конечно, в ту пору я не думал о том, куда, для каких целей, в какой оборот пойдет та небольшая сумма из моей копилки. Сейчас же понимаю, что таких копилок, наверно, было тысячи, и, значит, многие школьники нашей страны, внося свои скромные сбережения в общегосударственную копилку, тоже участвовали в строительстве новой жизни.
Много лет прошло с той поры. Копилка эта стала сейчас семейной реликвией и до сих пор хранится в нашем доме.