В прошлом веке путешественники, посетив Полярный Урал и Обский Север, пророчески называли эти гигантские просторы краем будущего. Их поражал увиденный контраст: как богата и велика далекая земля и как скромны были дела малочисленных ее жителей — хантов, манси, ненцев, селькупов. Они, как и их предки, всего лишь ловили рыбу, били зверя, собирали ягоды и пасли оленей. И хотя нынешние ханты и ненцы вместе с русскими людьми и сынами других национальностей добывают, применяя сложную технику, газ и нефть, водят вездеходы и поднимают в небо вертолеты, словом, преобразили свою жизнь и край со всей очевидностью, все равно и ныне путешественники, побывав в Заполярье, повторяют те же слова: «Север — край будущего!» Такой могучей оказалась угаданная геологами природная сила дремавшей тысячелетия земли. Здесь множиться поселкам и городам! Тут быть сильной экономике!
Постановлением Советского правительства в 1926 году в группу так называемых малых народностей Севера были включены ханты, манси, ненцы, селькупы. Каковы судьбы этих действительно малых народов? С доисторических времен они живут в этих краях или пришли сюда из иных земель в обозримое прошлое?
Например, ханты. Каково их происхождение? Этнографы доказывают: их предками были древние племена, жившие в Западной Сибири еще в эпоху неолита и бронзы. А примерно в первом тысячелетии до нашей эры в этот же край пришли с юга угры, разводившие скот. Они, как более сильные, ассимилировали местное население. Однако при этом и сами восприняли формы хозяйства и культуру аборигенов Севера, приспособились к суровому климату. Завершилось же формирование хантов (и манси) лишь к концу первого тысячелетия нашей эры. Теперь, в двадцатом веке, в жизни хантов происходят крутые перемены под влиянием русского населения. Ханты живут в русских избах. В интерьере домов много признаков современного быта — радиолы, магнитофоны, книжные шкафы, телевизоры. И пусть по-прежнему ханты преимущественно ловят рыбу, но это уже не те «рыбоядцы», какими их видели в прошлом веке, а современные люди. Даже возникает тревожное чувство: не слишком ли быстро ханты утрачивают самобытность своей культуры и оригинальность обычаев и обрядов? Скажем, медвежий праздник сейчас проводят лишь старики в очень отдаленных селениях. Здесь рождаются новые традиции. На Обском Севере празднуют День рыбака. Конечно, такова логика событий: старые и новые обычаи сочетаются. Это единственный путь к исторической зрелости любого народа. И наше государство многое делает для того, чтобы этот сложный процесс пересотворения народов был гармоничным, лишь к отдельным «покорителям» Севера есть претензии… Надо бы быть мудрее в землях малых народов, бережнее относиться к их культуре. Чьи-то же руки еще способны, к примеру, снять колокольчики с халмеров (захоронения в тундре), не будучи уверенными в том, что эти могилы давно не посещаются. Однако же такие любители старины не догадываются, что хант или ненец может в любой момент приехать «в гости» к предкам и за многие сотни километров…
…И тому, кто Севера никогда не видел, и тому, кто жил там, думаю, будет интересна книга многоопытного
этнографа З. П. Соколовой «Путешествие в Югру» (издательство «Мысль», 1982 г.), слайды из которой мы воспроизводим на вклейке этого номера нашего журнала. Автор «Путешествия в Югру» более 25 лет изучала жизнь малых народностей, исходив, можно сказать, весь Обский Север. Эта обстоятельная и увлекательная книга дает массу новых знаний о происхождении и истории хантов, манси, ненцев и селькупов, об их занятиях и жилищах, об их национальной одежде, обычаях и праздниках, искусстве и фольклоре. Этнограф восхищена многотерпеливым духом народов, который не угас в стуже тысячелетий, а оживил суровые края.