В 1918—1919 годах уральские города оказались во власти Колчака. И с первых же дней оккупации здесь начали свою подпольную деятельность союзы социалистической рабочей молодежи (ССРМ). Они организовывали стачки, устраивали побеги заключенным, писали и расклеивали листовки, добывали оружие, совершали диверсии, вели подрывную работу в колчаковской армии, организуя: массовое дезертирство солдат.
На Среднем Урале наиболее сильным и хорошо организованным было комсомольское подполье в Екатеринбурге. Летом 1918 года на подпольной работе были оставлены молодые большевики Илья Дукельский, Аркадий Бригинский, со специальными заданиями — Василий Еремин. Владимир Мельников. В городе, не успев эвакуироваться, осталось немало комсомольцев, в том числе лежавший в больнице руководитель ССРМ на «Монетке» (железнодорожные мастерские) Василий Самодуров. Все они включились в работу. Наиболее активной она стала с января 1919 года, когда в город прибыл опытный революционер Л. Я. Валек и подпольные группы были объединены в единую организацию во главе с общегородским комитетом. В качестве связной действовала беспартийная активистка — гимназистка Соня Морозова. Большую помощь оказывали отважные девушки Таня Чирухина, Валя Попова и Рита Полежаева. Они помогли группе большевиков совершить побег с Верх-Исетской гауптвахты, но сами были схвачены колчаковцами и замучены. Погибли в неравной борьбе И. Дукельский и С. Морозова.
Ответственное задание выполнял молодой коммунист Владимир Мельников. Он хранил склад оружия, созданный при отступлении из Екатеринбурга Красной Армии. Но врагам стало известно о поручении, полученном Мельниковым, и его арестовали 30 февраля 1919 года. Его пытали жестоко, зверски: кололи ножом, били палками, мучили голодом, сажали в каменный «мешок», где в сырости и холоде он коченел; не имея возможности ни сесть, ни лечь. Арестовали его мать и били ее на глазах сына. Герой перенес все пытки, но впоследствии лишился рассудка и умер в колчаковской тюрьме. Место склада он не выдал.
Чрезвычайно важную подпольную разведывательную работу в Екатеринбурге вел Василий Еремин — секретарь Уральского обкома ССРМ. Ему удалось устроиться на работу в профсоюзе, а затем вступить «добровольцем» в белогвардейскую армию. Еремин добился назначения на должность писаря разведотделения штаба Сибирской армии.
В конце июня 1919 года В. Еремина арестовали. На квартире у него были найдены секретные штабные документы. Более десяти дней его жестоко пытали. Василий Еремин был расстрелян перед самым освобождением Екатеринбурга Красной Армией,
Много подростков, даже детей, работало в большевистском подполье. В Троицке замечательным связистом был Ваня Ефимов, который вместе с матерью подпольщицей Натальей Лазаревной выполнял поручения, причем в вечернее и ночное время, когда улицы города усиленно патрулировались и его мог застрелить любой солдат. Другой паренек — Вася Подгорбунский (кличка Шура), определившийся служащим в железнодорожную контору, по вечерам печатал на машинке листовки по поручению большевика-подпольщика И. Ф. Тарасова,
собирал сведения о передвижении колчаковских войск.
Группа комсомольцев Екатеринбурга в момент бегства из города белогвардейцев с помощью подростка Шуры Воронина освободила из второй городской тюрьмы около тридцати коммунистов, которых должны были расстрелять. Вместе с подпольной партийной организацией комсомольцы готовились к вооруженному восстанию, многие раздобыли оружие, даже сумели достать два пулемета
Подпольщики комсомольцы Челябинска в одну из июльских ночей 1919 года провели дерзкую операцию по разоружению белогвардейской роты в районе Кузнецовской дачи, в трех километрах от города. Боевую группу из 17 человек возглавили Г. Чикишев и А. Прилепских. Оружия было мало — на всех только десять револьверов. Миновав многочисленные патрули, они поодиночке вышли в поле, собрались в условленном месте и стали ждать. Рота солдат проследовала во двор дачи. Расположилась на ночлег: одни солдаты сложили винтовки в кучу во дворе, другие оставили при себе. Когда все заснули, подпольщики сияли часового, захватили винтовки и разоружили офицеров. Солдат заперли в доме и объявили им, что вокруг будет поставлена охрана, она и сдаст утром роту представителям Красной Армии, которая будто бы только что освободила Челябинск…
Нагруженные винтовками и патронами, они направились обратно в город. По дороге наткнулись на два белогвардейских патруля, уничтожили несколько офицеров. Все захваченное оружие — около 90 винтовок, револьверы, патроны — доставили в надежный тайник у подпольщика И, Т. Данилова.
Но, пожалуй, самой грандиозной операцией комсомольского подполья тех лет был поход отряда из 170 молодых рабочих через тылы врага для воссоединения с регулярными частями Красной Армии.
Из нескольких городов и поселков Челябинской области собирался нелегально этот отряд. К походу долго готовились: сами тайно делали лыжи, собирали теплую одежду и продукты.
Командиром отряда стал К. М. Туманов, а комиссаром — В. И. Грачев. Примерно каждый второй боец имел винтовку, а некоторые были вооружены револьверами, гранатами. Многие бойцы, рассчитывая на быстрый и легкий переход через линию фронта, взяли еды только на 1 —2 суток. В конце февраля 1919 года отряд тронулся в путь. Но с погодой сразу не повезло. Вначале стояла оттепель, беспрерывно шел мокрый снег. Пробираясь на лыжах по бездорожью, по глубокому снегу, в обход сел и деревень, бойцы вымокли. При подъеме в гору самодельные лыжи приходилось то и дело снимать, идти пешком, проваливаясь в снег по колено, а норой и по пояс. И тут ударил 40-градусный мороз. Одежда лыжников покрылась ледяной коркой. Мороз сковывал дыхание, коченели руки и ноги, сводило суставы. Все промерзли до костей, не спасала и быстрая ходьба. Да на нее уже не хватало сил: шли несколько суток, не заходя в деревни, не отдыхая. На третий день похода кончились продукты. Положение отряда стало катастрофическим,
В районе деревни Тераклы авангардная группа отряда неожиданно наткнулась на белых. Начался неравный бой. Некоторые бойцы, изможденные и замерзшие, не в состоянии были даже снять с плеча винтовку. Двигаясь за товарищами в состоянии полузабытья, теперь они просто падали в снег, теряя сознание. Так несколько человек .попало в плен, остальным удалось скрыться. Услышав шум боя, отряд свернул в сторону и из бежал столкновения с белогвардейцами…
За неделю, в невероятно трудных условиях, промерзшие и голодные люди преодолели путь в сто двадцать километров!.. Долгожданная встреча с войсками 5-й армии произошла 4 марта в селе Никольском, юго-восточнее Уфы, в которой в это время находилось Сибирское бюро ЦК ВКП(б). Во фронтовой сводке за этот день по 5-й армии отмечалось, что из Миньярского завода перешел вооруженный отряд рабочих в 150 человек. Решением ЦК он предназначался для действий в тылу противника, но, поскольку Колчак неожиданно 6—8 марта развернул мощное наступление, спецотряд под командованием С. Д. Павлова пришлось тут же использовать в боях. Неся большие потери, он упорно сдерживал врага. И весной, и летом 1919 года молодые маньярцы отважно воевали на фронте. На тачанках геройски сражались даже те бойцы, у которых в марте были ампутированы отмороженные ступни… На всей территории Среднего и Южного Урала к лету 1919 года действовали десятки партизанских отрядов. Они совершали налеты на вражеские обозы, разоружали и обезвреживали карательные группы, помогали красноармейцам нападать на врага в самых неожиданных местах, выводили из строя средства связи, готовили крушения воинских эшелонов. Многие заводы, которые колчаковцы не успели основательно разрушить, увезти сырье и топливо, снова начинали в кратчайшие сроки работать на Советскую власть именно благодаря расторопности, мужеству и смекалке партизан.
Грандиозным было восстание рабочих при активнейшем участии комсомольцев в Челябинске и на Челябинских копях в ночь на 24 июля 1919 года. По размаху, особенно по своему значению, оно было наиболее выдающимся в колчаковском тылу. В это время Колчак обладал еще огромной военной мощью, тогда как силы Красной Армии на этом участке фронта были невелики. Отчаянно смелые ночные действия партизан, принятые врагом за действия прорвавшихся в тыл красноармейских частей, позволили разбить врага, освободить город и удержать его. В руки Красной Армии попали большие трофеи: два бронепоезда, 32 паровоза, три тысячи вагонов с углем, военным имуществом, оборудованием, подготовленным к эвакуации, около 1500 пленных. За героизм Челябинские копи (ныне Копейск) были награждены орденом Красного Знамени.
Урал к концу лета 1919 году был освобожден Красной Армией при самом активном участии народа. В июле 1919 года В. И. Ленин писал: «Красная Армия, геройски продвигаясь на Урале при помощи восстающих уральских рабочих приближается к Сибири…»