Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Следопыт Космической эры

Большинство из нас, ныне живущих на планете Земля, но ощущающих себя — и справедливо! — гражданами Вселенной, пришли в мир, когда великий провидец космической эры уже оставил его. В эти дни Константину Эдуардовичу Циолковскому исполнилось бы 125…
«Мне кажется, первые семена мысли и стремление к космическим путешествиям заронены были и заложены во мне известным фантазером Жюль Верном: он пробудил работу моего мозга в этом направлении,— писал калужский мечтатель, размышляя об истоках своих увлечений.— Явились желания, за желаниями возникла деятельность ума. Конечно, она ни к чему бы не привела, если бы не встретила помощи со стороны науки. Кроме того, мне представляется (вероятно, ложно), что основные идеи и любовь к вечному стремлению туда — к Солнцу, к освобождению от цепей тяготения, во мне заложены чуть не с рождения. По крайней мере, я отлично помню, что моей любимой мечтой в самом раннем детстве, еще до книг, было смутное сознание о среде без тяжести, где движения во все стороны совершенно свободны и безграничны и где каждому лучше, чем птице в воздухе..,»
О космических путешествиях мечтали и до Циолковского. Однако именно он не просто мечты об освоении внеземных пространств, но построил теоретический фундамент прорыва в космос, разработал для этого принцип использования реактивных приборов, в том числе составных, или, как мы теперь говорим, многоступенчатых ракет кораблей. Циолковский рассчитал необходимые скорости, чтобы преодолеть силу тяготения Земли, почувствовать невесомость.,. Он первым указывал на медико-биологические проблемы космических маршрутов человека… Да, К. Э. Циолковский — Следопыт космоса.
Основные груды его хорошо известны, широко и легко доступны (напомним, что в СССР издано полное собрание сочинений Циолковского в четырех томах). Потому, наверное, нет смысла подробнее говорить о том, что есть Циолковский для человечества, науки. Но хочется подчеркнуть тот факт, что, устремленный мыслью в беспредельные пространства Вселенной ученый всегда оставался самым земным человеком. Не только потому, что он думал прежде всего о благе землян. Но и потому, что ничто земное не было чуждо ему. Он столько же вложил души, сил, знаний в решение «земных» проблем, сколько отдал их «мировым пространствам». А может, и больше…
При этом вот что замечательно.! Большую часть своих «земных» исследований и разработок, как и вообще всех своих трудов, К. Э. Циолковский провел в годы Советской власти. Ему было уже шестьдесят лет, но Великий Октябрь принес ученому то, чего он добивался всю жизнь и не мог добиться,— признание.
Однажды, до революции, Константин Эдуардович получил от доброжелателей из Петербурга (да и то, благодаря хлопотам друзей!)… четыре рубля — на опыты в аэродинамике.
Советское правительство назначило Циолковскому персональную пенсию. Ему выделили тысячу рублей золотом только на постройку одной из воздухоплавательных моделей, предоставили возможность широкой публикации трудов, а позднее — новый дом… Циолковский смог полностью отдаться научной работе и потому успел очень многое.
(Кстати, многие современные философы не без оснований считают, что освоение мировых пространств в таких масштабах, которыми мыслил Циолковский, возможно лишь при коммунизме. Ведь оно требует действительного единения человечества.)
В чем же «земные» достижения К. Э. Циолковского!
Не говоря о приборах и машинах, придуманных им в детстве, прежде всего отметим, придерживаясь в какой-то степени хронологии трудов ученого, его учительские успехи. По существу, Циолковский разработал собственный курс математики и физики, дополнив его своими учебными моделями. Спустя много лет его бывшие ученики вспоминали, что в Калужском уездном училище, как и в женском епархиальном, заниматься по лекциям Циолковского было значительно легче, чем по официальным учебникам.
Он заложил теоретические и практические основы важнейших элементов аэродинамики — науки, без которой немыслимо самолетостроение, создание экономичных видов наземных транспортных средств, различных сооружений, вынужденных противостоять ветрам.
Циолковский разработал аэроплан. Его «самолет был более совершенен, чем многие десятки иностранных самолетов»,— так оценили проект специалисты — увы — только наших дней.
Ученый из Калуги предложил автопилот для управляемых аэростатов, аэропланов. (Приоритет Циолковского в этом деле признан в 1949 году.)
Ему принадлежит также идея генератора, связанного с авиамотором,— для обеспечения электроэнергией самолета в воздухе.
Почти сто лет назад ученые в разных странах предсказывали неминуемую гибель Земли и землян от так называемой «тепловой смерти Солнца». Циолковский «спас» человечество, доказав, что оно будет в состоянии избежать катастрофы.
Занимаясь ракетами для освоения мировых пространств, Константин Эдуардович предвидел и  нужды защитников первой страны рабочих и крестьян. Однажды он сказал советским военным специалистам, что продумал идею особой пушечки, действующей на принципе ракеты. Он послал в Москву специальные расчеты. Плохо будет тем, с кем пушечка заговорит, предупреждал Циолковский. Пусть не суются к нам…
Реактивная артиллерия, как известно, вскоре «заговорила». Появление «катюш» привело в ужас фашистских захватчиков, вторгшихся на нашу землю. Эта артиллерия с ее карающим морем огня и стали внесла большой вклад в Победу.
В последние восемнадцать лет жизни, то есть после Октября, К. Э. Циолковский, одновременно с дальнейшей разработкой проблем ракетных кораблей и проникновения в Космос, осуществления цельнометаллического дирижабля, активно занимался и такими «земными» техническими задачами, как гофрирование металла, печатная и наборная машина, строение атома, сверхскоростной поезд, реактивная авиация, сверхмощные моторы; он много думал над использованием энергии морских волн, освоением пустынь, океанских глубин… При его жизни оставались неопубликованными шестьсот рукописей.
Он предвидел могущество Родины и не сомневался в осуществлении своих разработок: «…Основной мотив моей жизни: сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед… Я надеюсь, что мои работы, может быть, скоро, а может быть, и в отдаленном будущем, дадут обществу горы хлеба и бездну могущества».
И еще. В 1935 году, обращаясь к юным читателям выходящего в Свердловске журнала «Техника — смене», «дедушка Костя» (так К. Э. Циолковский назвал себя в этом обращении) сказал: «…всю жизнь надо стремиться к высшему и учиться… Берегите силы, улучшайте жизнь, всегда учитесь и никогда не падайте духом, и вы, наверное, достигнете успеха в своих стремлениях быть полезным людям».



Перейти к верхней панели