Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Новейшие шагающие экскаваторы Уралмашзавода, работающие в угольных или иных карьерах, имеют поистине исполинские размеры: длина стрелы — сто метров, вместимость ковша — сто кубометров. Это не только могучая, но и сложная машина. А где же и когда в нашей стране впервые были применены в горном деле землекопные механизмы — экскаваторы? Архивы говорят: это случилось также на Урале, в сороковые годы прошлого века…
Началось все со строительства железной дороги Петербург — Москва, по которой открылось сквозное движение в 1851 году. Русский инженер П. П. Мельников, назначенный начальником Северной дирекции на эту стройку, прежде посетил Америку, где к тому времени изобретатель Отис уже предложил для копания земли паровой экскаватор, передвигающийся по рельсам. Пытливый посланец России изучил американский опыт сооружения железных дорог, не оставив без внимания производство транспортной техники. По рекомендации Мельникова ведомство путей сообщения и купило в США первые паровые экскаваторы. За несколько недель четыре механические лопаты выработали на строительстве железной дороги Петербург— Москва свыше 170 тысяч кубометров грунта. Однако подрядчики отказались купить проворные заокеанские механизмы, ибо ручной труд использовать было все же выгоднее. Так внедрение железных землекопов на строительстве железных дорог не состоялось.
Однако же хоть и отечественная история экскаваторов в строительстве, едва начавшись, оборвалась, началась эпоха применения механических лопат в добыче полезных ископаемых открытым способом (теперь таким прогрессивным методом извлекается из недр земли более восьмидесяти процентов минерального вещества). Оказалось, что паровые экскаваторы, привезенные из-за океана, не были брошены, не погибли от ржавчины где-нибудь меж Санкт-Петербургом и Москвой, а очутились на Урале. Их купил у правительства горнозаводчик Демидов и отправил на гору Высокую, чтобы они копали там руду.
Правда, историки до сих пор не уточнили: один или все четыре экскаватора купил Демидов для начинания на Урале добычи железной руды выгодным нешахтным способом, то есть на открытых горных работах. Ну не дальновиден ли был Демидов, взявшись за это дело едва ли не полтора века назад!? Лишь в семидесятые годы прошлого века экскаваторы стали по-настоящему применяться в разных странах в горном деле.
Производство экскаваторов в нашей стране было начато на Путиловском заводе в самом начале этого века, и до революции было выпущено около сорока землекопных механизмов на рельсовом ходу. Но и тут уральцы поначалу были впереди: еще в прошлом веке на Екатеринбургской механической фабрике изготовили чертежи первого русского экскаватора, но почему-то он так и не был сделан. Кстати, чертежи его сохранились.
Выпуск советских экскаваторов был начат ровно полвека назад. А первый уральский шагающий экскаватор сделал первые шаги чуть более тридцати лет на#ад, и копал тогда землю на Волго-Донском канале…



Перейти к верхней панели