Дорога в Кедровку, что по старому Серебрянскому тракту, то нырнет в душистую тень соснового бора, то вырвется в знойную ширь полей. Безлюдна эта дорога. Лишь изредка прогромыхают лесовозы — и опять тишина.
Башенка на перевале — так называют в народе небольшую часовенку, затерявшуюся в густой зелени леса. Это — пограничный знак на границе Европы и Азии. Миниатюрная церквушка, одноглавая, высотой около 3,5 метра, прекрасно вписывается в окружающий пейзаж. Она целиком построена из… чугунного литья.
На фасаде пограничной часовни литая вязь слов: «В память переезда через Урал его императорского величества государя великого князя Владимира Александровича 3 августа 1868 года».
На противоположной стороне — «От золотопромышленников Северного Урала», а внизу имена создателей этого уникального чугунного сооружения — мастер Н. Романов и архитектор В. Архипов.
По словам одного из старожилов Кушвы П. И .. Бухарова, на одной из внутренних сторон часовенки есть надпись о том, что памятник отлит на Баранчинском заводе скульптором Козловым.
В прошлом памятник охранялся, неподалеку от часовни находилась караульная избушка.
Даже не верится, что материал, из которого сделана часовенка,— грубый чугун. Поражает легкость, изящество, стройные пропорции, невесомость устремленных ввысь членений часовни. Над закомарами на невысоком барабане, обрамленном поясом кокошников с растительным орнаментом, возвышается луковичный шлем, завершавшийся ранее царским гербом (сейчас его нет).
Отлитая из чугунных элементов, умело собранная, часовенка кажется ожившей сказкой, сошедшей с полотна древнерусского художника.
Тонко прорисованный травный орнамент вьющихся стеблей, легкой вязью оплетающий главку, издали кажется отлитым цельным, но и он собран умелыми руками мастера из отдельных частей.
Самые большие чугунные детали — это стены самой часовенки. Колонны тоже цельные, отдельно отлиты база — нижняя часть колонны и капитель простой формы. Такие колонны часто можно встретить в интерьерах старых уральских заводов, правда, там они выполняют конструктивную роль, здесь же это колонны-пилястры по углам часовенки, и назначение их чисто декоративное.
Завершаются колонны маленькими шатровыми колоколенками, а их купола — словно трепещущие язычки пламени. В нижней части стен часовни им вторит орнамент таких же опрокинутых язычков пламени, словно отблеск, отголосок главной темы…
Обидно за некоторых туристов, автографами которых испещрены стены этого памятника. Вот уже больше века стоит он на границе Европа — Азия. Мы должны бережно относиться к таким уникальным творениям русских мастеров.