Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Прошло уже много лет, как в Латвии отгремели последние бои. В 1972 году в Свердловский обком комсомола пришло письмо:
«Красные следопыты школы № 2 г. Резекне имеют данные о захоронении на братских кладбищах района Резекне Латвийской ССР советских воинов, погибших в боях с фашистами летом 1944.года. Их родные не знают, где и когда они погибли, и считают их без вести пропавшими. Просим Вас организовать поиск всех родственников погибших…»
Дальше шел перечень фамилий. Это были воины из Свердловской области.
Поиск был поручен школе № 52. И хотя были летние каникулы, отряд красных следопытов собрался почти весь. Первое, что сделали ребята,— написали письма в районы, в поселки Свердловской области по довоенным адресам. Почти все письма вернулись обратно с пометкой: «Адресат не проживает».
Таня Индейкин написала семье солдата М. М. Минцева в село Петропавловка, что под Карпинском. Письмо пришло назад. Тогда Таня обратилась в городской отдел внутренних дел. Там тоже не нашли семью Минцева, но какой-то добрый человек  переправил письмо в Североуральск, и оттуда Таня получила письмо. Вот оно:
«Привет из города Североуральска. Здравствуй, незнакомая нам девочка Таня. Пишет тебе ответ дочь Минцева Михаила Михайловича, про которого ты спрашиваешь. Танюша, ты даже не знаешь, какую радость ты нам принесла. Прошло столько лет, а мы не знали ничего о своем отце… Просим тебя и твоих друзей рассказать о себе. И о самом главном хочу тебя спросить:
1. Как вы узнали о нашем папе? С чего началась эта ниточка?
2. Где точно, в каком месте он похоронен?
3. При каких обстоятельствах он погиб, если это известно?
4. Как вы нашли нас?
Очень просим сообщить местонахождение братской могилы, так как хотим съездить.
С уважением к вам Колединская Анна Акимовна и ее дочери Мария и Александра».
Сейчас Таня — студентка, заканчивает институт. Но она часто заходит в школьный музей, где было положено начало ее дружбе с семьей Минцевых.
Другая девочка, Света Принцева, разыскивала родственников погибшего П. К. Рудакова. Его семья проживала до войны в селе Косолманка. Тамошние следопыты помогли Свете найти трех дочерей Рудакова. Они воспитывались после гибели отца у чужих людей, совершенно не помнят его, имеют разные фамилии и  отчества. Сейчас они узнали, что был у них отец-герой.
Так было найдено пятнадцать семей. Все родственники прислали фотографии фронтовиков. Следопыты пересылали увеличенные фотокопии старых фотографий в Резекне, латвийским школьникам. А из Латвии шли письма с фотографиями братских могил, где похоронены наши воины-уральцы. А однажды, ко Дню Победы, в Резекне была послана памятная лента с надписью «Воинам-землякам от пионеров школы № 52 города Свердловска».
В декабре 1974 года в радиогазете «Пионерия Урала» свердловские следопыты сообщили адреса и фамилии тех семей, которые не удалось найти. Буквально через пять минут в учительской раздался звонок — нашлась сестра В. Е. Жернова, и вскоре от нее пришло письмо…
Сейчас и в Свердловске, и в Резекне работает другое поколение следопытов. Но дружба между уральскими и латвийскими школьниками продолжается.
Поиск не закончен. Еще не найдены родные похороненных в братских могилах 3. К. Сукмамова (довоенное местожительство семьи Верхняя Салда), И. В, Ефремова (г. Серов, ст. Воч), Б. Л. Зыкова (Свердловск), Г. И. Чухорева (Красноуфимск)… Кто ИХ ПОМНИТ? Что знает?

БЛОКАДНЫЙ ВАРИАНТ
Нина ЛИДИНА
Многофигурная композиция изображает атаку, удар по врагу. Скульптор М Г. Манизер, трижды лауреат Государственой премии, создавая памятник В. И. Чапаеву, не раз встретился с бойцами чапаевской дивизии, расспрашивал о боях, вглядывался в лица. Памятник легендарному комдиву был отлит для площади Чапаева в Куйбышеве.
Еще в мастерских памятник увидел С. М. Киров и высказал пожелание— точно такой же установить в Ленинграде. Композиция ленинградского варианта была отлита с гипсового оригинала в 1933 году. Но поставить его помешала война.
Однако именно в военные годы он и был установлен. В 1942 году курсанты стрелково-пулеметных курсов узнали от своих товарищей, бывших рабочих завода «Монумент-скульптура»,- что отлитый в довоенные годы памятник прославленному герою гражданской войны хранится в парке Московского района, совсем рядом с линией фронта… Командование курсов получило разрешение перевезти памятник в безопасное место, на Выборгскую сторону, и установить его на площади перед зданием Военной академии связи. В суровую зиму, при полном отсутствии погрузо-разгрузочных механизмов, скульптура была доставлена на другой конец города. На огромные сани из бревен многотонная махина была поднята вручную ротой курсантов. Так в блокированном Ленинграде в начале 1943 года появился еще один прекрасный монумент… Не было оркестров лишь мощное троекратное «ура» приветствовало Чапая…
Подробности сооружения памятника В. И. Чапаеву во время войны установили ленинградцы генерал-майор войск связи, профессор В. Канонюк и полковник-инженер К. Данченко.



Перейти к верхней панели