Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Красные следопыты средней школы № 1 города Артемовского Свердловской области не первый год ведут поиск новых материалов о бывшем ученике школы Спиридоне Спицине. Начали ребята с того, что просмотрели публикации в газете «Артемовский рабочий», съездили к сестре Спиридона Матвеевича Анне Матвеевне Трофимовой, живущей в шахтерском поселке Буланаш. В горкоме КПСС им дали адрес И. И. Смагина, проживающего в Москве,— председателя совета ветеранов 68-й дивизии, в которой воевал Спицин. Иван Илларионович Смагин выполнил просьбу ребят и прислал адреса восьми участников боя на Днепре, где погиб Спицин.
К сожалению, никто из них не знал подробностей его гибели. Своими материалами поделились с артемовскими следопытами работники Куйбышевского музея и ребята одного из куйбышевских ПТУ. Уральские следопыты получили приглашение на встречу ветеранов знаменитой дивизии.
Ко многим ветеранам подходили ребята на этой встрече, показывали снимок своего земляка. Но, увы, никто не мог рассказать им о гибели Спицина. Единственное, что удалось узнать — место его захоронения в селе Балыко-Щученка, на берегу Днепра. С тем и вернулись.
Шли дни. Разбирая как-то очередную почту, девочки распечатали объемистое письмо. Начиналось оно так: «Уважаемые красные следопыты! По вашей просьбе сообщаю сведения о службе командира взвода противотанковых ружей лейтенанта Спицина С. М., служившего во втором батальоне 198-го гвардейского полка 68-й гвардейской стрелковой дивизии, и о его героической гибели…»
С волнением склонились девочки над письмом, с трудом разбирая незнакомый почерк. Автор письма П. М. Медведев командовал вторым батальоном — тем самым. Вот что они узнали.
Встретились Медведев и Спицин на станции Графская в мае 1943 года. Медведев принимал тогда пополнение. На уральца обратил внимание сразу: нетороплив в движениях, подтянутый, спокойный. Вместе прошли они с боями от Курска до Днепра.
Здесь, возле села Балыко-Щученка, в ночь на 24 сентября 1943 года взвод Спицина одним из первых на плотах и лодках переправился на противоположный берег Днепра, занятый противником, крутой и сильно укрепленный. Сверху из темноты изредка постреливал пулемет, видно, для острастки. В деревне, занятой немцами, было спокойно. Бойцы Спицина молниеносно уничтожили охрану, заняли траншею и развернули пулеметы противника в сторону занятой деревни.
Почувствовав неладное, фашисты начали обстрел реки. Из всего батальона Медведева переправилась лишь сотня бойцов. Перестреляв немцев, спросонья ринувшихся из деревни к своим траншеям, бойцы остаток ночи укрепляли оборону, как могли, ясно представляя себе, каким горячим выдастся денек…
Едва рассвело, фашисты обрушили на смельчаков всю мощь: артиллерию, самолеты, пехоту. К двенадцати часам дня в живых осталась половина бойцов. Появились танки. Заранее предвидя это, Медведев справа от оборонительного рубежа расположил взвод противотанковых ружей Спицина. Дружным и точным огнем встретил взэод врага. После первой танковой атаки в живых осталось двадцать бойцов…
В минутную передышку боец перебинтовал Спицину голову— пуля коснулась головы выше виска,— наложенная повязка обагрилась кровью.
Танк с черным крестом появился с левого фланга, его пулеметный огонь ложился вдоль траншеи, укрыться было почти невозможно. Медведев подполз к Спицину; тот, почерневший от пыли, перебинтовывал себе новую рану…
— Что будем делать, Спиридон? — охрипшим голосом спросил комбат.— Двух автоматчиков с гранатами, а?
— Гранатами согласен. Но воевать с танками — это моя работа, комбат.
Медведев, глядя в его решительные глаза, возражать не стал. Спиридон кивнул головой последнему своему, тоже раненному, бойцу. Взяли они по связке гранат и поползли… От второй брошенной связки танк вздрогнул, повалился на бок и вспыхнул. И тут же очередь из пулемета прошила героев насквозь…
…Восстановили следопыты спустя много лет подробности последнего боя Спиридона Спицина. Его имя носит школа в Артемовском.



Перейти к верхней панели