Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Этот день мы приближали, как могли...

242 экспоната в музее Первомайской средней школы (Чувашская АССР) знакомят с жизнью и партизанской деятельностью генерала А. Н. Сабурова, земляка школьников. Ведется большая переписка с сабуровцами. В школу приезжала жена Сабурова, Инна Марковна, со съемочной группой Киевской студии.
Студенты филологического факультета Ленинградского государственного университета имени Жданова ведут сбор материалов о воинах-филологах. В годы Отечественной войны в боях за Ленинград отличился 10-й студенческий партизанский  отряд, первым командиром которого был студент Сергей Максимов, погибший смертью героя. Студенты из «Поиска» собрали сведения о боевом пути отряда, разыскали многих партизан, совершили поход на места боев.
В маленьком поселке Тамбукан в Ставрополье открыт памятник землякам, погибшим в боях Великой Отечественной войны. Всего 200 домов в Тамбукане — и каждый третий война не обошла похоронкой. Следопытский отряд «Поиск» поименно назвал на памятнике всех погибших.
«Я — Хортица!» — так называется фильм, снятый на Одесской киностудии. Он рассказывает о юных бойцах отряда «Юные чапаевцы». Материал о малоизвестном отряде собрали следопыты детской железной дороги в Запорожье.

• Уголь для фронта
Ветеранам труда шахты «Коксовая» Кемеровской области есть что рассказать молодым шахтерам, работающим сегодня в угольных забоях и лавах. На многих предприятиях тыла ковалась победа. Отсюда, с этой шахты, из Прокопьевска, день и ночь непрестанно шли вагоны, груженные высококачественным углем. Пункт следования — металлургические заводы, поставлявшие сталь для танков, пушек, самолетов, оружия… Десять миллионов тонн коксующегося угля получили сталевары только из недр этой шахты.
Как символ героического труда в тылу — красное знамя Государственного комитета обороны, оставленное коллективу шахты «Коксовая» на вечное хранение.
А. НИКОЛАЕВА

• «Александр Пушкин» ведет бой
Каменск-Уральский. Здесь, на улице Ленина, в небольшом доме №151 в годы войны жил писатель Иван Алексеевич Новиков, автор известных произведений «Пушкин на юге» и «Пушкин в Михайловском». Шел писателю в ту пору шестьдесят пятый год. Не имея возможности с оружием в руках защищать Отечество, Иван Алексеевич решил собрать средства на постройку самолета имени А. С. Пушкина. На промышленных предприятиях города он провел более десяти литературных вечеров. Весь сбор — сто тысяч рублей — поступил в фонд покупки, самолета.
В Москву, в Ставку Верховного Главнокомандования, была направлена телеграмма: «Прошу включить в список
действующей авиации самолет «Александр Пушкин». Писатель Иван Алексеевич Новиков». Ставка удовлетворила просьбу писателя.
В июне 1943 года И. А. Новиков получил сообщение, что боевой самолет-истребитель «Александр Пушкин» передан капитану Ю. И. Горохову. Новый самолет, поступивший в распоряжение 309-й авиадивизии, взял курс на Орловско-Курскую дугу.
12 августа 1943 года «Александр Пушкин», пилотируемый Ю. Гороховым, принял свой первый воздушный бой. Крепко досталось в этот день фашистам: четыре вражеских самолета уничтожил летчик. За проявленное мужество Горохов награжден орденом Александра Невского. А всего Юрий Горохов со своим именным самолетом сбил 23 немецких стервятника. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.
На вооружение нашей авиации стали поступать более совершенные истребители — «яки». Горохов принял новую машину, а свой самолет передал однополчанину Василию Бахиреву, ведомому комэска. И опять в надежные руки попал «Александр Пушкин». Храбро сражался В. Бахирев в небе над Москвой, над Ростовом, на Орловско-Курской дуге, делая по семь-восемь вылетов. И всегда крыло в крыло, в’ паре с Юрием Гороховым. Приняв самолет «Александр Пушкин», Бахирев продолжил боевой счет сбитых вражеских самолетов, начатый Гороховым.
Но война есть война. В одном из боев Бахирев бился сразу с двумя фашистскими стервятниками: одного сбил, атаковал второго, но сам попал под удар. Отважный летчик был тяжело ранен, сильные повреждения получил и самолет. Перетянув через линию фронта, пилот приземлился на соседнем аэродроме и уже на земле потерял сознание… .
Так расстались и больше не встретились Василий Бахирев и «Александр Пушкин». После госпиталя еще четыре долгих года шел фронтовыми дорогами летчик-истребитель Василий Андреевич Бахирев, теряя боевых друзей. Узнал он, что в неравном воздушном бою погиб и его боевой друг Юрий Горохов.
Отгремели залпы войны. Подвел итог своего ратного труда В. А. Бахирев: 310 боевых вылетов, 57 воздушных боев, девять лично сбитых самолетов и пять — в групповом бою, много уничтожено танков и другой техники. Семь орденов и тринадцать медалей украшают грудь летчика.
После войны Василий Андреевич осваивал все марки новых боевых машин, летал на реактивных истребителях «МИГ-9» и «МИГ-17». Это ему, военному летчику 1 класса, рукоплескали на военных парадах в Тушино, когда он вел группу «мигов».
В. ШИРОКОВ

• Посылка из тыла
…Бойцы стрелкового полка всегда радовались, когда получали посылки из тыла. Многое, необходимое на фронте, находили они в ящиках и пакетах, любовно собранных в далекий путь родными и близкими или совсем незнакомыми людьми: теплое белье, приборы для бритья, кисеты с махоркой… Но на этот раз, сняв крышку с продолговатого ящика, солдаты испытали настоящий праздник. В ящике лежали новенькие, жирно с’мазанные автоматы!
«Дорогой боец! Пишут тебе девушки, которые делают твое оружие — автомат. Знай, мы думаем о тебе, желаем тебе счастья и боевых удач. Бригадир женской фронтовой бригады Московского инструментального завода Блистанова, члены бригады Новикова, Князева, Ушакова, Шевцова».
Многие московские девушки хотели на фронт. Из добровольцев был сформирован отдельный истребительный батальон, в который вошли более ста девушек. Молодые москвички днем работали, рыли окопы, сооружали проволочные заграждения, а вечером обучались военной специальности — снайпера, автоматчика, связиста, медицинской сестры. Боевое крещение они приняли под деревней Рогачево и городом Дмитровом. Многие из созданного истребительного батальона дошли потом до Эльбы…
В Первомайском районе Москвы, в школе № 356, активисты школьного музея оформили новые стенды. Они посвящены единству фронта и тыла, шефству москвичей над боевыми соединениями.
Н. АНДРЕЕВА

• Передний край Сергея Братчикова
Армейская служба обошла Братчикова. Школу окончил шестнадцатилетним в том первом, военном июне. Рвался на фронт, но в военкомате сказали: «Подрасти еще, когда потребуешься — вызовем». Пошел на завод токарем. .
В ту пору каждый умеющий держать винтовку был на счету не только на фронте. В Кушвинском горкоме комсомола вспомнили, что средняя школа № 1 славилась образцовым преподаванием военного дела, что Братчиков был  среди лучших — даже на всесоюзные стрелковые соревнования, когда пятнадцати еще не исполнилось, ездил. Вызвали: «Думаем поручить тебе, Сергей, руководство учебным взводом снайперов. Справишься?»
После трудной смены собирал свою девчачью команду, с песней вел в поле. Учил владеть оружием, строевой подготовке и тактике — перебежкам, умению окапываться, ползать по-пластунски. Когда передавал своих девчат строгой комиссии Свердловского облвоенкомата, поощрение получил: направили его самого на курсы командиров горных стрелков. Занимались на Уктусских горах, выматывались до предела, постигая основы боя в горных условиях. Вернулся домой, в Кушву — и еще целый взвод обучил. На этот раз под начало Сергея Братчикова попали рабочие парни с завода, рудника, железной дороги. На лыжах каждый, как везде на Урале, только что не вырос. Зимой 1942 года, в самый разгар боев, Братчиков проводил своих подопечных на Кавказский фронт.
А сам остался… После неудачной попытки попасть в Уральский добровольческий танковый корпус — «конкурс» на каждое место был побольше, чем в нынешних самых модных вузах — был направлен заводом на металлургический факультет Уральского политехнического института. Окончив его, поработал у печей на своем, Кушвинском заводе, поступил в аспирантуру и прошел там все ступени — от ассистента до заведующего кафедрой металлургии стали.
…И поныне доктор технических наук Сергей Георгиевич Братчиков приходит в институтский тир — и не по обязанности, а просто освежая в памяти дорогие воспоминания юности.
А те, кого обучал он? Конечно же, разлетелись по стране. Только однажды, в сорок третьем, кажется, удалось ему встретить в Кушве свою воспитанницу, прибывшую на отдых после ранения. На ее счету было двадцать шесть убитых фашистов…
Да еще, встречая на улицах людей с редкой сравнительно медалью «За оборону Кавказа», напряженно всматривается Сергей .Георгиевич в постаревшие лица: «Не из моих ли?».
Л. ГАРЯЕВ



Перейти к верхней панели