«Малая земля» — книга о людях на войне, о Солдате — рядовом труженике войны. В н ей немало фамилий людей, героически сражавшихся с немецко-фашистскими захватчиками под Новороссийском.
Вот одна из них — Валлиулин… Товарищ Л. И. Брежнев пишет в своих воспоминаниях: «Салахутдина Валлиулина я хорошо знал по Малой земле, он был одним из лучших парторгов. Бесспорно, человек знал, что идет на верную смерть. Но вряд ли говорил себе в этот момент: «Сейчас совершу подвиг». Нет, эта храбрость была не картинно-героическая, а немногословная, неброская, я бы даже сказал, скромная,
какую особенно ценил, судя по роману «Война и мир», Л. Н. Толстой. И подвиг был в толстовском понимании этого слова: человек делает то, что должен он делать, несмотря ни на что».
Желая узнать как можно больше о подвиге Салахутдина Валлнулина, я написал запросы в Москву, Казань, Баку. Ответы пришли незамедлительно. Писали мне ветераны войны, красные следопыты, научные сотрудники архивов и музеев, люди, знавшие Салахутдина Халиуловича. Салахутдин хотел иметь рабочую специальность. Он начал трудиться на текстильной фабрике. Потом Салахутдин работал кочегаром па одном из пароходов, чернорабочим, слесарем, диспетчером конторы бурения бакинских нефтяных промыслов. В 1939 году вступил в ряды Коммунистической партии.
А затем — война… С октября 1941 года по июнь 1942-го Салахутдин Валлиулип был красноармейцем стрелкового батальона на Закавказском фронте.
Свой подвиг Салахутдин Валлиулин совершил на Малой земле. Несколько суток шли жестокие бои в Новороссийске. Советские бойцы дрались с гитлеровскими полчищами отважно, мужественно, показывая
настоящие примеры героизма. Обратимся снова к книге Л. И. Брежнева «Малая земля»: «Трижды рота морских пехотинцев безуспешно атаковала фашистские укрепления. Командир роты Иванов решил создать добровольную штурмовую группу для прорыва. В нее пошли одиннадцать человек во главе с парторгом роты Валлиулиным и еще четырьмя коммунистами. Решительным ударом они пробили оборону врага, и за ними ринулись бойцы. Однако в конце улицы фланговый огонь остановил их движение. Тогда Валлиулин сказал старшине Дьяченко: «Когда замолкнет пулемет, поднимай людей в атаку». И уполз. Перед самым окном подвала,
откуда бил пулемет, его сразило. Но окровавленный, он бросился на это окно…»
Да, собрав последние силы, Салахутдин Валлиулип, приблизившись к амбразуре, из которой строчил пулемет, закрыл ее своим телом. Погиб герой…
Ночью старшина Дьяченко принес тело Валлнулнпа в расположение роты.
Мне удалось узнать, что в Новороссийске проживает бывший командир батальона, в котором воевал Салахутдин Валлиулип. Вот он-то должен многое помнить о мужественном парторге!.. Я написал несколько писем майору в отставке Семену Тимофеевичу Григорьеву. Он хорошо помнит Валлиулина:
«Боевой был парторг… Настоящий морской пехотинец — отважный, смелый до дерзости, инициативный. Одним словом, был таким, каким и должен быть морской пехотинец. Ведь не зря фашисты звали нас «полосатой смертью»… Салахутдин прибыл к нам из 165-й отдельной стрелковой бригады и в первом же бою отличился, за что был награжден орденом Красной Звезды. Помню его всегда в тельняшке, реже — в выгоревшей побуревшей гимнастерке. Он умел увлечь людей, хотя оратором его, конечно, не назовешь. Но в нужный момент он находил самые убедительные слова.
По словам родственников, Салахутдин очень любил плотничать и столярничать. Он любил не разрушать, а строить. Был сильным, крепким, всегда выходил победителем во время схваток с джигитами на знаменитых сабантуях.
Люди, знавшие Салахутдина Валлиулина, говорят, что он еще любил петь. Пел и татарские, и русские народные песни, у него был приятный голос. Песню жизни он недопел, помешала война. А память о воине, повторившем подвиг Александра Матросова, живет вечно…