Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

В книге Ф . Гладкова, посвященной трудящейся молодежи Урала, один из героев размышляет: «Мне кажется, что жить и работать в тылу — несравненно труднее и мучительнее, чем быть на фронте. Ненависть к врагу требует битвы с ним лицом к лицу. Расстояние в тысячи километров терзает душу тишиной неба и суровой трезвостью труда. Чтобы преодолеть эту отдаленность, недостаточно одного умозрительного напряжения. Надо обладать острым чувством видения и страстью бойца, сердце которого кровоточит гневом».
Тяжела была работа в тылу: недоедание, недосыпание, постоянная тревога за близких.
Вот что вспоминает И. И. Туханов, почетный гражданин города Ирбита: «Наша бригада каменщиков с первых дней войны работала на строительстве новых цехов стекольного завода. Мы знали: чем быстрей построим завод, тем раньше фронт получит оружие и боеприпасы. Рабочие нормы выполняли на 190— 350 процентов. Построили досрочно, несмотря на суровую уральскую зиму…»
На завод после тяжелого ранения пришел фронтовик Моисей Семенович Аксенов. Он возглавил комсомольскую организацию. Аксенов был одним из участников корчагинского движения на заводе.
Заводской комитет комсомола написал письмо в музей Николая Островского. Ответ был напечатан в «Ежедекаднике», специальном выпуске стенгазеты:
«Дорогие друзья!
Шлем вам привет из домика Николая Островского. Письма, получаемые музеем с фронтов, говорят о том, что Н. А . Островский, физически ушедший от нас, продолжает быть в сердцах миллионов и участвует в борьбе за родину. Молодежь, для которой он писал свои книги, учится на этих книгах ненавидеть и побеждать врагов. Вы, хотя и находитесь за тысячи километров от фронта, но самым активным образом помогаете завоевывать победу…
Мы хорошо знаем, как много трудностей на пути к ней, но кто не боится трудностей, тот побеждает. Вспомните Павку Корчагина! Вдумайтесь, друзья, в страницы «Как закалялась сталь», рассказывающие о его работе в железнодорожных мастерских в Киеве, о его борьбе с расхлябанностью, с грязью в цехах, с небрежным отношением к оборудованию и инструменту. Павка выступал тогда как новатор. Перечитайте эти страницы. Вы увидите, что есть чему поучиться у Павки, чтобы лучше работать.
Недавно получили мы письмо из гвардейской части о том, что лучшие бойцы получают у них звание «корчагинцев», и они с гордостью носят имя любимого героя. Если есть «корчагинцы» фронта, то этого имени заслуживают и лучшие производственники тыла. И мы вносим предложение о присвоении лучшим рабочим имен «корчагинцев».
Корчагинец должен не только хорошо сам работать, но и помогать отстающим, быть примером на производстве и в быту. Обсудите наше письмо и шлите в музей свои соображения о поднятии движения корчагинцев.
Директор музея Н . А. Островского Е. Островская».
И комитет ВЛКСМ решил с 10 июля 1944 года организовать на заводе соревнование за право называться «корчагинцами». Лучшим из лучших присуждалось это звание…
Однажды из свода раскаленной печи выпало несколько кирпичей. Как заделать свод, не останавливая работу печи? Вызвался каменщик И. Туханов. Шесть часов шел поединок с огнем. Загорелась одежда, туманилось сознание. Когда выходил на время из печи, обтирал виски спиртом, обливался водой и снова — в атаку. Работа была сделана вовремя.
Туханов был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Федорова Антонина шестнадцатилетней девчонкой эвакуировалась из Ленинграда на Урал. Из -за маленького роста у станка работала стоя на деревянной скамейке. Норма выработки ее бригады была поистине героической — 300—500 процентов. Тоня первая на стекольном применила ускоренный групповой способ обработки деталей, увеличивающий производительность труда в два раза. А в 1944 году Федорова подготовила уже 10 квалифицированных работниц…
Спустя несколько месяцев газета «Труд» сообщила о развитии корчагинского движения в г. Ирбите. Этот почин был подхвачен заводами Москвы, Ленинграда, Киева, Свердловска. В музей Николая Островского посылали снимки корчагинцев, сообщали о трудовых достижениях. Их подвиги получили всенародный отклик.
В Свердловском областном партийном архиве хранится протокол заседания жюри завода по итогам движения корчагинцев за июль 1944 года.
Вот они, корчагинцы трудового фронта, первыми получившие высокое звание: Бунькова Елизавета Максимовна, Гайдуков Федор Сидорович, Дуганов Петр Андреевич, Кравчук Антонина Акимовна, Карацев Бисакур Усманович, Смирнова Валентина Ивановна, Семенова Ольга Никитична, Теплоухов Борис Петрович, Туханов Илларион Иосифович, Федорова Антонина Ивановна, Юрьева Вера Васильевна.

Пришлите письмо на Урал…
Александр АБРАМОВ
В начале Великой Отечественной войны труженики Свердловской области писали в своем открытом письме:
«Многих славных героев породил Урал! Нет и не будет уральца-бойца, посрамившего алый стяг Родины, непобедимое знамя свободы».
Один из этих славных уральцев — Павел Константинович Бабайлов, летчик-истребитель. Родился он 25 февраля 1919 года в деревне Неустроевой Ирбитского района Свердловской области… В 1940 году добровольцем ушел на Карельский фронт. После финской войны — учеба в военно-авиационной школе летчиков.
…790-й истребительный авиаполк, куда в июле 1942 года был направлен Павел, вел бои №а Кавказе. В первой же схватке Бабайлов таранным ударом вогнал в землю фашистскую машину.
Бежали дни, и на фюзеляже бабайловского истребителя прибавлялись все новые и новые звездочки — почетные знаки побед в воздухе.
В 1943 году Красная Армия прогнала немцев с Кубани и Ставрополья. 790-й истребительный авиаполк перебазировался на крымские земли. Над Керченским полуостровом беспрерывно шли тяжелые бои. Здесь Павлом Бабайловым был уничтожен двенадцатый самолет противника.
В очередном боевом вылете Павел выполнял задание по воздушной разведке северо-западнее Керчи. Внезапно из облаков вывалилась стая «мессершмиттов»…
В тот день Павел не вернулся ксвоим. Запросы соседних частей Отдельной Приморской армии не принесли результатов: никто не мог ничего сказать о Бабайлове.
Спустя много лет после победы обнаружится металлическая табакерка с четырьмя тетрадными листками — фронтовой запиской Павла. Ее нашел на израненной крымской земле участник войны Дмитрий Аксентьевич Гажва и переправил в Москву.
Пожелтевшие от времени странички переносят нас в грозные дни ноября 1943 года:
«Друг, брат, советский человек, если ты наш, а не враг, пошли это в мой полк… я почти в безвыходном окружении фашистов… По мне уже, наверное, справили панихиду. А я еще совсем живой и даже свободный. Когда сбили меня, я не разбился, а вывел машину из штопора и сел на пузо, крепко стукнулся головой о прицел, без памяти взяли меня фашисты… Спасли меня крымские партизаны…» Но неожиданно появились каратели, началась облава. Тогда партизаны укрыли раненного в ногу Бабайлова в воронке, тщательно ее замаскировали и, пообещав вернуться, ушли.
Павел так и не дождался своих спасителей, видимо, с ними стряслась беда. Дальше он писал:
«…Сам буду ночью лезть… Планшет у моего механика Коли М. Там партбилет, пусть заберет парторг. Моим на Урал пошлите письмо, что я не так просто погиб… Спойте мою любимую про «Варяга»… Обнимаю всех… Вот и все. Прощайте. И еще крепче бейте врагов. Да здравствует советский Крым».
…Шли третьи сутки, как о Бабайлове не было никаких известий. Кое-кто в полку решил, что он погиб. А тем временем Павел под покровом сумерек выбрался из воронки и, ориентируясь по звукам редких выстрелов и по пробившимся сквозь тучи звездам, пополз на север к берегу Азовского моря. Наконец он услышал шум морского прибоя.
Немного отдохнув, летчик вдруг заметил двух немецких солдат. Они вышли и з лодки и скрылись в темноте. Подождав, Павел забрался в лодку и поплыл…
Его возвращение в полк было чудом.
Вернувшись в строй, Бабайлов только за январь 1944 года сбил семь фашистских самолетов. После Крыма — 2-й Белорусский фронт.
В октябре 1944 года Павел должен был уехать в кратковременный отпуск домой. Накануне, выполнив боевое задание, Бабайлов взял курс на свой аэродром. Его самолет попал в зону зенитного огня противника и загорелся. Дотянув до своей территории, летчик пытался спасти машину, но при вынужденной посадке потерял сознание.
Когда его, тяжело раненного и обожженного, вытащили из-под обломков самолета, он на несколько мгновений пришел в себя.
— Кто это? Наши?..
Эти его слова были последними…
На счету командира эскадрильи капитана Бабайлова 417 боевых вылетов. Он провел 75 воздушных боев, в которых уничтожил и вывел из строя более 30 вражеских самолетов. Награжден орденами: Ленина, тремя — Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени и медалями.
…На родине Павла Бабайлова свято хранят память о бесстрашном летчике-земляке. Пионеры Осинцевской школы организовали «Уголок боевой славы», где собрали документы и фотографии о боевом пути прославленного земляка. Юные следопыты переписываются с летчиками-ветеранами, которые воевали вместе с Павлом Бабайловым.



Перейти к верхней панели