Фотоэкспедиция «Уральскою следопыта» «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК — ТИХИЙ ОКЕАН»
Нет океанов без островов. И если говорить об островах Тихого океана, то жемчужина среди них несомненно — Филиппины. Специальный корреспондент «Уральского следопыта» действительный член Географического общества СССР Сергей Мельников продолжает свой фоторепортаж…
Самолет — над Филиппинами. Сплошная пелена облачности висела над Восточно-Китайским морем, закрывая острова Амами, известные своими огромными плантациями жемчужниц. Здесь их искусственно культивируют, получая первоклассный жемчуг.
Наконец Манила, столица государства, расположенного на многочисленных островах. Их здесь даже больше, чем в Японии. Единственный крупный морской порт и единственная железная дорога находятся на Лусоне — главном острове Филиппин. Железная дорога связывает Манилу с северным городом Сан-Фернандо и южным — Легаспи. Морской же порт связывает столицу со всеми странами мира, а выгодное географическое положение и одна из лучших естественных гаваней в мире сделали Манилу крупным развитым городом. Здесь есть и внутреннее море — Сулу, типично тропическое, с зарослями мангров, коралловыми рифами и коварными мелями.
В Маниле много китайских магазинчиков. Товарами филиппинцев снабжают в основном Япония, Китай, Америка. Цены на них высокие…
Цель моей поездки на Филиппины — ознакомление с подводным миром тропических вод. Место для съемок было выбрано удачно. Чудесная маленькая бухточка, справа от которой виднелись плантации сахарного тростника, а слева вплотную подступали заросли мангровых деревьев. В самой глубине бухты, на небольшом песчаном пляже, и была наша стоянка. На чистом коралловом песке не заметно никаких следов богатого и разнообразного подводного мира. Но уже в приливно-отливной зоне скалы сплошь усеяны устрицами и двустворчатыми моллюсками.
Надев маску, я поплыл вдоль берега. У меня перехватило дыхание при виде открывшегося зрелища. Расселины и камни, терявшиеся в бездонной синей глубине, поросли кораллами. Тучки мелкой рыбешки сновали между их веточек. Течение медленно шевелило мощные «опахала Венеры», среди которых резвились пестрые коралловые рыбки-бабочки. Проплыла и стайка изящных серебристых цезио.
Не спеша переплываю от одного куста коралла к другому, стараясь заглянуть в каждую щель. Вдали замечаю силуэт. Небольшая полутораметровая акула скользит вдоль рифового склона. А вот и вторая появилась со стороны открытого моря. Было как-то не по себе от этой встречи в незнакомом тропическом море. Но, к счастью, они не удостоили меня вниманием.
На следующий день я выбрал для съемок местечко Силон. Здесь скалы, нагроможденные друг на друга, обрывались прямо в океан. Глубина подо мною была чудовищная, казалось, можно спускаться и спускаться до бесконечности. Отвесная скальная стена — сплошное коралловое поле. Сюда доходили волны океана, вызывая мощный прибой, И кораллы, деформированные им, были необычной формы. Преобладали мозговики с толстыми ветками, способными выдержать натиск прибоя.
Постепенно с глубиной краски блекли. Чудесные известковые кусты становились серыми и невзрачными. Но стоило лишь направить на них луч фонарика, как они вновь сверкали. В вечном мраке такие краски! У глубинных животных тоже броский наряд — в основном синего, красного и желтого цветов, что делает их невидимыми в глубине. Преобладает, конечно, синий цвет.
Проплывая мимо отвесной стены, я увидел интересную рыбу — шишколобого губана. Этот здоровяк килограммов на десять вылетел из соседней расселины и с силой боднул головой коралловый куст. Подхватив обломанную ветку, губан начал усердно перетирать ее своими внушительными зубами.
…Кораллы растут быстро — на 20—30 сантиметров в год. Через десять — двадцать лет они могли бы заполнить все тропические моря. И этого не случается лишь потому, что часть их губят некоторые обитатели подводного мира, а часть гибнет от неблагоприятных климатических условий. Часто то там, то тут можно было видеть иголки морского ежа, торчащие из глубины кораллового куста; на толстых ветках, в небольших углублениях,— каких-то моллюсков.
Некоторые виды коралла высоко ценятся за окраску. Таков, например, красный, или благородный, коралл, идущий на ювелирные украшения. Еще более редкий и дорогой — черный коралл, почитаемый мусульманами как священный.
Однажды поздним вечером я бродил по отливу на песчаном пляже в одном из диких уголков Лусона. Мое внимание привлекли какие-то существа, быстро выползавшие на песок. Подошел поближе — и окаменел! Живые мечехвосты! Удивленно взирал я на них в витринах музеев, а встретиться с живыми даже и не мечтал. Это единственный сохранившийся представитель группы водных хелицеровых. Их насчитывается всего пять видов. Отряд этот примитивный. Тело выползшего мечехвоста достигало полуметра в длину и состояло почти из одних жестких щитов. Массивная головогрудь сочленялась с слитным брюшком, переходящим в длинную острую и подвижную иглу. Глаза у мечехвоста простые срединные и более сложные боковые, состоящие из множества глазков. Мне хотелось рассмотреть его поближе. Пока раздумывал, услышал, как сзади скрипит мокрый песок. Небольшой ксифозура выполз из моря и шествовал вдоль прибойной полосы. Когда я его перевернул, он моментально свернулся клубочком и замахал из стороны в сторону хвостовой иглой. Попытки развернуть его силой не привели к успеху. Этот набор кухонных досок сжимался все сильнее, пряча свои 10 клещней под щитом. Мне хотелось посмотреть, как эти неуклюжие с виду создания передвигаются под водой. Уже смеркалось, а темнота тропической ночи наступает удивительно быстро. Я поспешил в воду.
Минут пять ничего, кроме песчаного дна и проглядывавшей вдали стенки коралловых нагромождений, не было видно. Но вот появилось черное быстро движущееся пятно. Это был явно мечехвост. Животное опустилось на песчаное дно. Несколько секунд оно лежало неподвижно. Игла, и та не подергивалась. Затем мечехвост развернулся и поплыл на спине, быстро суча лапками и как-то странно подергивая телом.
Мечехвосты в основном хищники, питаются моллюсками. Обитают у берегов Центральной Америки, Юго-Восточной Азии, Малайских, Филиппинских, Японских островов. Я считал, что мечехвосты даже в местах своего обитания — огромная редкость и увидеть их — все разно что поймать динозавра. Но на Филиппинах мне рассказали, что мечехвостов здесь до того много, что их отлавливают и перерабатывают на удобрение. Мукой из этих «редкостей» удобряют поля сахарного тростника.
Незадолго до конца поездки мне удалось побывать на юге страны, где находились подводные плантации устриц. Плантации эти мало чем отличались от наших. На берегу на корточках сидели почерневшие от загара люди — рабочие плантаций. Они вскрывали груды зеленоватых раковин. У берега покачивались суда, напоминавшие каноэ, с длинными мачтами.
Жемчуг был известен людям с древних времен в Китае, Индии и странах Востока. Само слово «жемчуг» монгольское. Монголы сами позаимствовали его у китайцев, произносивших это слово как «чженьчжу».
Почему же не во всех раковинах находят жемчуг. Прежде всего в раковину моллюска должен попасть инородный предмет, например песчинка. Это будущее ядро жемчужины. Образуется жемчужный мешочек, клетки которого откладывают слои перламутра. Жемчужины бывают правильной шаровидной формы и жемчужины-блистер, приращенные к раковине,
Специалисты оценивают жемчуг по многим качествам. Но глазное — игра цветов, их переливы. У дорогого жемчуга преобладают розовые и голубые тона. Высоко ценится жемчуг необычных зеленовато-синих, черных и ярко-красных оттенков.
Самая крупная жемчужина в мире — «Жемчужина Аллаха» была найдена в Южно-Китайском море около острова Палван при следующих трагических обстоятельствах. Сын местного шейха, ныряя на мелководье с друзьями, нашел огромную тридакну. Сказав об этом друзьям, он нырнул и долго не показывался ка поверхности. Ставшие искать его товарищи нашли тело мальчика с рукой, зажатой тридакной. Он утонул, не сумев вытащить руку из плотно сомкнувшихся створок. Когда раковину вместе с телом мальчика вытащили на берег и вскрыли, то в ней увидели жемчужину величиной… с детскую голову.
Сейчас жемчуг выращивают искусственно, несколько лет инкубируя моллюсков в ярусных сетках, опущенных в море. Преуспевает в этом Япония. Она поставляет на мировой рынок до 9 грузовиков отборного жемчуга в год.
На слайде читатель и видит настоящую жемчужину, попавшую к нам в качестве подарка от филиппинских друзей.
Жемчуг на Филиппинах ловят испокон веков. И вот какую историю поведали мне ловцы. Когда солнце только родилось и взошло над морем, его лучи упали в открытые створки раковин, и образовалось в каждой из них по жемчужине. Многие раковины лежали тогда на поверхности рифов и за ними не нужно было нырять. Но людей обуяла жадность. Задумали вожди племен собрать весь жемчуг на рифах, а собрав, стали вести кровопролитные войны. И с тех пор не стало жемчужниц на рифах. Теперь за ними нужно глубоко нырять, и стерегут их акулы…
Вскоре я простился с гостеприимными островами.
Белоснежный коралл в музее «Уральского следопыта» напоминает теперь об этой поездке. Напоминает серебристый океан, вместилище им же отраженного солнца.