И серьёзное и курьёзное
Где была подпольная типография…
В Перми, в небольшом доме, что на улице Орджоникидзе, 142, открыт музей. Здесь в 1906 году помещалась типография Пермского комитета РСДРП.
В музее бережно хранятся предметы быта далекого прошлого и типографская техника — печатный станок, наборная касса со шрифтами, валик для накатки… На одной из стен — фотографии Михаила Туркина, Дмитрия Латышева и Александры Костаревой. Они весной 1906 года напечатали 52,5 тысячи листовок. Особенно ценна в экспозиции прокламация под заголовком «Три конституции», написанная В. И. Лениным.
Много материалов посвящено Я. М. Свердлову, под руководством которого работали подпольщики.
После подавления декабрьского вооруженного восстания в Мотовилихе начались повальные аресты. Пермская партийная организация была обескровлена. В начале 1906 года подпольная типография почти не работала, листовки снова печатали на гектографе. В феврале из Екатеринбурга приехали Я. М. Свердлов и К. Т. Новгородцева. Они взялись за восстановление партийной организации. В полную силу стала работать типография. Только в апреле 1906 года трое подпольщиков напечатали 19200 листовок.
9 июня на Монастырской (так называлась раньше улица Орджоникидзе) полиция задержала Андрея Мальцева, который вез в типографию бумагу.
Ночью 10 июня полиция захватила типографию. В это время подпольщики печатали листовку с текстом программы РСДРП. 11 июня на улице схватили Я. М. Свердлова и К. Т. Новгородцеву. Но через несколько дней в Перми появились новые листовки.»
В. ПРОСКУРИН
Дальний прицел уральской геологии
На Полярном Урале уже открыто много полезных ископаемых, но освоение района еще не начато, там нет пока ни одного горнорудного предприятия — ни шахты, ни рудника, ни карьера. Однако для перспективного исследования территории края в прошлом году была создана Полярно-Уральская экспедиция института геологии и геохимии им. академика А. Н. Заварицкого Уральского научного центра АН СССР, и сразу же девять полевых отрядов приступили к работе на далеком Севере. Даны конкретные рекомендации, как искать на Полярном Урале железные и медные РУДЫ, бокситы и хромиты и другие ценные ископаемые.
Минерально-сырьевая база Урала в ближайшем будущем расширится за счет выявления новых рудных концентраций в отдаленных и слабо изученных районах.
А. КОПАЙСКИЙ
На земле Дагестана
Этот снимок был сделан десять лет назад в Махачкале. Тогда Свердловская киностудия снимала документальный цветной фильм «Мой Дагестан» по сценарию замечательного советского поэта Расула Гамзатова. Поэт сфотографировался с участниками творческой группы киностудии в перерыве между съемками.
Снимок публикуется впервые.
В. ГАЛИН
Квадрат вместо колеса
Очень давно человек изобрел колесо для телеги. Позднее появились колеса для машин разного назначения. А совсем недавно появилось новое колесо, совсем не похожее на все существующие.
Как быть, если даже рельефные протекторы тракторов оказываются бессильными, безнадежно вязнут в зыбком болотистом грунте? Ленинградские специалисты по землеройным машинам изобрели удивительное колесо. По своей форме оно напоминает скорее квадрат, чем круг. С помощью системы гидроприводов квадрату придается принудительное движение. Трактор, обутый в квадраты, шагает по кочкам, зыбкому болотистому грунту…
Рисунок И. Шамровой (г. Москва)
Фамильный архив Садовских
В фондах Щелыковского музея-заповедника А. Н. Островского хранятся семейные архивы актерской династии Садовских. Несколько поколений этой замечательной фамилии считали Щелыково своим родовым приютом. Сам А. Н. Островский очень любил, когда в его усадьбу приезжали актеры Малого театра, те, кого драматург по праву называл своими друзьями-соавторами.
В первые послереволюционные годы в Щелыково был открыт Дом отдыха Малого театра. Одним из первых, кто проводил здесь свои отпуска, был народный артист СССР Пров Михайлович Садовский (1874—1947).
Когда Щелыковский Дом драматурга был преобразован в мемориальный музей, многие актеры Малого театра, в том числе и Садовский, передали в его фонды свои семейные архивы. Большую ценность представляют документы, касающиеся творчества П. М. Садовского: статьи и рецензии на спектакли с его участием, многочисленные фотографии, афиши. Здесь же находится текст речи Луначарского по поводу юбилейного спектакля Садовского в 1922 году с автографом автора.
В. ПАШИН
Слон из прошлого
Помните, как в басне И. А. Крылова: «По улицам слона водили…» Один из таких слонов дожил до наших дней в виде пустотелого чучела. А узнали о том, что под шкурой слона, кроме деревянной подпорки, ничего нет, с помощью зажженной электрической лампочки, опущенной внутрь чучела. Таксидермист М. Заславский обнаружил, что вместо соломы, которую прежде применяли при изготовлении музейных экспонатов, на этот раз использовано папье-маше.
Слон, находящийся в Зоологическом музее Академии наук СССР, сделан точь-в-точь таким, как тот, что по улицам водили во времена Крылова…
На снимке: чучело индийского слона.
В. КРИВОШЕИН
Чарующий чугун
Свердловский инженер Елена Петровна Корнейчук стала коллекционировать художественное чугунное литье лет тридцать назад, а искусил ее на это занятие… чертик. Да, так оно и было: ей подарили на день рождения веселого чугунного чертика, который ее очаровал. Теперь у Елены Петровны почти полторы сотни фигурок из чугуна. Вот тонкий, как рапира, Дон-Кихот. А тот «меченосный» богатырь — Ермак. Здесь можно увидеть чугунных Мефистофеля и Мюнхаузена. Словом, знаменитые люди из произведений литературы и из жизни. Изумительно тонкое, достоверное литье, например, фигура башкира на коне. Сделано — в Каслях. Есть у Елены Петровны также работы из другого на Урале города, прославившего литье из чугуна,— из Кусы.
Этим летом собиратель чугунных чудес Елена Петровна, как и прежде, поедет в Касли, в Кусу. У нее новый следопытский поиск. В ее коллекции есть прелестная женская головка (на снимке). Говорят, якобы это скульптор увековечил свою молодую жену, преждевременно умершую. Но кто же скульптор и как звали его жену! На эти вопросы и хотела бы найти ответы Елена Петровна Корнейчук.
А. КОПАЙСКИЙ, фото А. Лысякова
КАМЕННАЯ ПАЛИТРА
Монументальные дворцы и богатые особняки, храмы и архитектурные ансамбли прошлого неизменно поражают наше воображение роскошью отделки — мраморными колоннами, облицованными камнем каминами, вазами из яшмы, родонита, лиственита.. Но часто ли мы, онемев от восхищения, вспоминаем, что руками человеческими сделана эта красота! Создавали ее российские мастеровые, в том числе уральские,— горщики, каменотесы, камнерезы, гранильщики…
Красив камень: Тут и пестрота яшм, и едва намеченные тона ангидрита, розовые разводы родонита-орлеца, разноцветная палитра мраморов. Но и не было тяжелее работы, чем обработать каменную глыбу…
Природный камень — традиционный поделочный и облицовочный материал. И нынче любуемся мы им: столь же красиво отделываются камнем перронные залы и вестибюли метро. Дворцы культуры и другие сооружения.
Яшма известна со времен неандертальских, из нее вытачивали наконечники для стрел, ножи, скребки — уже первобытные люди оценили ее необычайную крепость. Широко использовался и мрамор: на старом Горнощитском заводе обрабатывали мрамор двадцати расцветок. Белый и желтоватый мрамор был излюбленным материалом ваятелей древности и средневековья. А зеленый лиственит — исконно уральский камень, он и открыт впервые на Урале.
Но вернемся к яшмам. Еще российский Горный устав считал яшму ценным камнем для построек и украшений. Многоцветье и кремниевая прочность ставят ее на первое место среди поделочных камней. Именно поэтому стоит задуматься над судьбой уральских яшм и не особенно верить на слово оптимистам, которые утверждают, что запасы яшм вечны.
Ревизию давно известных яшмовых месторождений на Южном Урале провели в последние годы ребята из юношеской геологической партии свердловской школы № 130. А юные геологи Башкирии обратились с призывом взять месторождения яшм под охрану закона. Эти меры совсем не кажутся лишними.