Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Немало славных имен российских мореплавателей-первопроходцев увековечено на карте нашей Родины. Среди них особое место занимает имя капитана-командора Витуса Беринга, которого его современники называли по-русски Иваном Ивановичем. Именем Беринга названы море, пролив и группа островов: Выходец из Дании, он в 1704 году, в возрасте 23 лет, был приглашен Петром I на службу в Балтийский флот с чином мичмана. За 37 лет службы в русском военном флоте он дослужился до звания капитана-командора, это звание, давно отмененное в военно-морском флоте, среднее между капитаном I ранга и контр-адмиралом, что по Табели о рангах соответствовало чину V класса.
Еще до поступления на русскую службу, в 1703 году, Беринг совершил несколько дальних плаваний, в том числе в Ост-Индию, и приобрел солидный опыт морских путешествий. Это обстоятельство в немалой степени способствовало назначению его руководителем первой Камчатской экспедиции (1725— 1730), ибо он, как писала Адмиралтейств-коллегия, «…в Ост-Индии бывал и обхождение знает».
Официальной целью обеих Камчатских экспедиций было установить — есть ли перешеек или пролив между Азией и Америкой? Такая задача была поставлена перед Берингом в инструкции Петра I, которую он собственноручно написал в январе 1725 года, совсем незадолго до своей смерти. Как известно, первая Камчатская экспедиция не решила до конца поставленные перед ней задачи. 17 апреля 1732 года был издан указ о снаряжении второй экспедиции на Камчатку под руководством В. Беринга. В разработке плана этой экспедиции принимали участие Сенат, Адмиралтейств-коллегия и Академия наук. В состав экспедиции были включены военные моряки Алексей Чириков и Мартын Шпанберг (помощники Беринга), Софрон Хитрово, лейтенанты Муравьев и Павлов, братья Харитон и Дмитрий Лаптевы. От Академии наук в экспедицию были назначены известные ученые: натуралист Иоганн Гмелин, историк и географ Герард Миллер, астроном Людовик Делиль, а среди их помощников был и 21 -летний студент Степан Крашенинников, впоследствии академик.
В состав экспедиции входили также матросы штурманы, геодезисты, лекаря, конвой из 14 человек — всего около 570 человек. По количеству участников, по поставленным перед нею задачам вторая Камчатская экспедиция Беринга не знала себе равных не только в XVIII, но и в XIX веке.
В феврале 1733 года участники экспедиции начали выезжать из Петербурга. Осенью того же года экспедиция достигла Урала, основная часть ее под начальством Чирикова через Туринск и Тюмень проследовала в центр Сибирской губернии — Тобольск и здесь осталась на долгую зимовку. А капитан-командор Беринг в сопровождении небольшой группы в ноябре 1733 года заехал в столицу горнозаводского Урала Екатеринбург. Здесь он вел переговоры с начальником горных заводов генералом В. Генниным об обеспечении экспедиции необходимым снаряжением: ядрами, якорями, пушками, котлами и т. п. Было решено: якоря и медные котлы делать на Екатеринбургском заводе, пушки и ядра к ним по 200 штук, а также 300 пудов дроби отлить на Каменском заводе. Заказ был весьма срочный, поэтому Геннин решил «для понуждения в литье оных пушек и дроби, и о репортовании о том понедельно — послать отсюда на Каменской завод» специального человека — опытного солдата.
К весне 1734 года заказ экспедиции был выполнен и за ним из Тобольска в Екатеринбург был направлен один из участников экспедиции — штурман флота Семен Челюскин. В конце марта Челюскин принял различное снаряжение и припасы, изготовленные на уральских заводах для Камчатской экспедиции. В их числе были и 28 небольших пушек, отлитых на Каменском заводе. Эти пушки и составили основу вооружения двух пакетботов: «Св. Петр» и «Св. Павел», построенных и спущенных на воду летом 1740 года в Охотске. На них и совершили свои знаменитые плавания В. Беринг и А . Чириков.
Видимо, во время пребывания Беринга в Екатеринбурге было решено о строительстве небольшого железного завода в районе Якутска специально для обеспечения экспедиции припасами, так как транспортировка мелких изделий с Урала занимала в то время слишком много времени и значительно удорожала их стоимость. Строительство завода в Якутском уезде, на реке Тамге, началось в 1734 году, руководил его строительством, а затем и управлял им шихтмейстер Александр Соловьев. Он был послан в Якутск из Екатеринбурга вместе с несколькими опытными мастерами. В 1735 — 1743 годах завод изготовил для экспедиции Беринга 2288 пудов различных припасов — якорей, гвоздей, кос, осей…
Именно с работой этого завода, который подчинялся прежде всего уральскому горному начальству — Канцелярии Главного правления Сибирских и Казанских заводов, и связан документ, обнаруженный в фондах архива Свердловской области. Это — промемория, то есть письмо, от капитана-командора Беринга в Канцелярию Главного правления Сибирских и Казанских заводов, подписанная Берингом 21 июля 1736 года. В это время знаменитый командор уже почти два года находился в Якутске, где экспедиция готовилась к морским путешествиям.
В письме Беринг сообщает уральскому горному начальству, что управляющий
заводом А . Соловьев вернул в казну числившийся на нем долг — 78 руб. 15 и 3/ 4 коп. (сумма весьма внушительная для того времени) и просит заменить его кем-либо другим, так как Соловьев тяжело заболел («обдержим жестокою чехотною болезнею») и надежды на его выздоровление не было.
Письмо Беринга было получено в Екатеринбурге 1 декабря 1736 года, следовательно, более четырех месяцев находилось оно в пути. Этот документ’— свидетель тех суровых условий, в которых славные сыны России выполняли ее задания, свидетель вклада горнозаводского Урала в дело освоения Сибири и Дальнего Востока, в экспедиции Беринга, научные и практические результаты которых неисчислимы. Нахождение пути через Берингов пролив, описание Камчатки, Курильских островов и северной Японии, открытие северо-западной Америки А . Чириковым и В. Берингом, работы Гмелина по изучению Сибири и, наконец, совершенно исключительный подвиг по описанию северных берегов Сибири, делающий имена наших моряков бессмертными в истории географических открытий,— таков лишь краткий перечень того, что было добыто трудами Камчатской экспедиции.



Перейти к верхней панели