Осенью 1907 года подпольная большевистская организация в Екатеринбурге переживала тяжелые дни. В тюрьме оказался весь городской комитет и его актив. Власти торжествовали: наконец-то с революцией в главном городе Урала покончено.
Но не прошло и двух месяцев, как во многих уральских городах и на заводах снова появились дерзкие листовки за подписью Екатеринбургского комитета РСДРП. Да что листовки! По рукам вновь пошли свежие номера большевистекой газеты «Уральский рабочий». Это была продукция нелегальной типографии уральских большевиков.
Типография эта была создана в Екатеринбурге еще в начале 1907 года при непосредственном участии посланцев партийного центра — М. Н. Лядова, И. И. Шварца, Ф. А. Сергеева (Артема), И. И. Кириевского. Она переменила несколько адресов и в последний раз находилась в доме на улице Верх-Вознесенской, 2 (ныне улица Тургенева), где сейчас стоит главное здание Уральского университета.
Когда осенью появились первые тревожные вести об арестах, комитет, не мешкая, решил типографию на время свернуть. Ночью ее оборудование тайно увезли в расположенный поблизости от города Верх-Исетский завод и укрыли у верного товарища.
А в декабре в Екатеринбурге появился член Центрального Комитета Иван Адольфович Теодорович, или по партийной кличке товарищ Платон. Первым делом он постарался возобновить работу нелегальной типографии.
К этому времени в Екатеринбург съехалась группа опытных «техников», как называли тогда в подполье специалистов по печатному делу. Из Москвы прибыли Василий Майоров и Нина Чистякова, из Челябинска через Уфу и Пермь, спасаясь от ареста, приехала Елизавета Белопашенцева. Они, как одна семья, сняли квартиру на Верх-Исетском заводе на улице Матренинской, 7. И нелегальная типография начала выдавать свою продукцию.
В феврале 1908 года Теодорович был арестован. Типография между тем продолжала действовать. 7 марта 1908 года она снова выпустила номер газеты тиражом в полторы тысячи экземпляров. Только на этот раз газета вышла под названием «Рабочий» и как орган Екатеринбургского комитета РСДРП, тогда как предыдущие три ее номера были органом Уральского областного комитета.
Этот номер газеты оказался последним. В ночь на 9 марта когда техника была на полном ходу, в дверь домика на Матренинской, 7 раздался стук: за окном в свете луны маячили фигуры вооруженных всадников, дом окружила полусотня ингушей.
С товарищем Платоном арестованные «техники» встретились лишь через полтора года на суде. Теодорович и Майоров получили по четыре года каторги. Чистякову и Белопашенцеву приговорили к году заключения в крепости.
Но когда проходил суд, в Екатеринбурге уже снова активно действовал Уральский комитет большевиков.
На снимке: дом в Свердловске на улице Синяева, 60, где в 1907— 1908 годах находилась нелегальная типография большевиков.