Рабочие Брестского электромеханического завода обратились с письмом-призывом к молодежи Белоруссии — высадить памятные деревья в честь каждого защитника Брестской крепости.
Живым памятником погибшим стал сад при 274-й школе Кировского района Ленинграда. Заложил его несколько лет назад учитель биологии Л. Е. Павлов. Инженер, садовод-любитель Г. В. Курманаев принес кусты шиповника и три тысячи луковиц нарциссов. Семена цветов подобрала для садовых клумб сотрудник Всесоюзного института растениеводства Г. Б. Фурса. И все эти годы работали на приусадебном участке ребята.
Школьниками деревни Иконы Борисовского района Белорусской ССР установлены 1104 не известных ранее имени героев войны. На пустыре вокруг школы создан парк героев: дубки, клены, липы, ясени.» Есть здесь деревья, посаженные в честь солдат, погибших в бою на поле Маковье, партизанки-разведчицы Тани Бауэр, руководителя подпольного партийного центра П. Жуковича, бельгийца-партизана Генриха Коолена, французского летчика из эскадрильи «Нормандия — Неман» Жака Гастона, чехословацких патриотов, воевазших в партизанской бригада «Дяди Коли». Все они пали смертью храбрых в здешних местах.
Секретариат Красноярского крайкома ВЛКСМ поддержал инициативу школьного лесничества «Журавленок» Шушенской средней школы № 1, решившего создать дендрарий на территории лесопарка «Шушенский бор», подготовить три ‘тысячи саженцев для озеленения поселка Шушенское, создать аллеи Памяти.
Кокорино, Бойцово, Шумилине, Джатиево… Не случайно выбраны названия этих поселков в Приозерском краю: названы они в честь тех, кто погиб на поле боя. Долго искали следопыты Джатиевской школы место, где поднялся в последнюю атаку начальник политотдела 142-й стрелковой дивизии Дмитрий Егорович Джатиев. И нашли… Сейчас на месте гибели комиссара рядом с остатками блиндажа каждый год цветет «яблонька Джатиева» — так отмечено место подвига.
Яблонька с табличкой
Целый мемориальный комплекс воздвигнут на территории бабиничской сельской школы в Витебской области. Саму школу, в войну занятую под полицейский гарнизон, фашисты при отступлении сожгли. Часть фундамента спаленной школы оставлена как память об испытаниях, выпавших на долю села, через которое дважды проходила линия фронта. Сохранен сруб колодца, в глубине которого покоятся тела расстрелянных людей.
К небольшому домику рядом со школой — музею Боевой славы—сходятся лучи-аллеи Юбилейного парка. Рядом с парком находится Курган дружбы народов, насыпанный в честь полувекового юбилея Советской власти. В основание его положены горсти земли из сожженной фашистами украинской деревни, героического Ленинграда, из восстановленного после землетрясения Ташкента. Пятнадцать дубков венчают курган.
Уничтожена, сожжена в войну аллея вековых лип, которая вела к школе. Но уже в победном сорок пятом посадили здесь люди тонкие саженцы…
У здания давно отстроенной новой школы разбит сад. Столько яблонь в саду — сколько учеников и педагогов школы не вернулись с войны: сто тридцать шесть. И на каждом дереве — табличка с именем…
Дерево смерти. Дерево жизни
Сводный батальон следопытов— двести пятьдесят учащихся профессионально-технических училищ и школьников— шел по местам боев 18-й десантной армии. Встречались им скромные обелиски и величественные памятники, с отдельными именами и стофамильными перечнями, с золотыми буквами и жестяной звездой…
Встретился следопытам на новороссийской земле и невиданный памятник — «Дерево смерти». Развороченный ствол, покореженные ветви, обугленные листья;.. Железное дерево образовали осколки мин и снарядов, обрушенных на новороссийскую землю врагом: по полторы тонны металла на каждого защитника города… Символическое это количество металла вобрало в себя и мертвое дерево, напоминающее о боях на Малой земле, о стойкости ее защитников.
Мирное небо над бывшей Долиной смерти. Тянется к нему живая зеленая листва: шесть лет назад посадил здесь свое дерево Леонид Ильич Брежнев — молодое, настоящее деревце. Цветут в долине сады, зеленеют виноградники.
…По всей стране появляются сады, аллеи, парки памяти павшим героям.
«Березы да сосны — партизанские сестры…» — пелось в военной песне. У каждого партизана, сражавшегося с немецкими захватчиками в районе озера Нарочь в Белоруссии, будет свое дерево— так решили местные следопыты.
«Аллея славы морских авиаторов» появилась на месте бывшего аэродрома «Гражданка» в1 Ленинграде, откуда взлетали в войну балтийские летчики. Аллея посажена слушателями Военно-морской академии имени Маршала Советского Союза А. А. Гречко. Следопыты 473-й школы, известной своим музеем «Балтийская слава», внесли свою лепту — посадили тридцать пять серебристых елей.
В одесском селе Пасицелы пионеры знают поименно всех односельчан, погибших на войне. Их двести четырнадцать человек. В их честь посажено на главной улице двести четырнадцать яблонь.
…Зеленый салют павшим героям!
Юлдаш-ака и его сад
Большие ирригационные работы запланированы и проводятся на отрогах Чатгальского хребта в Наманганской области Узбекской ССР. Новичку здешние жители обязательно расскажут, какие новые площади плодородных земель появятся в горах, какие сады будут посажены — грушевые, вишневые, айвовые… И непременно посоветуют познакомиться с техником-ирригатором Юлдашем Разиковым.
Давно живет в кишлаке Чадак Юлдаш-ака. И все о нем знали — хороший специалист не только своего дела, но и прекрасный садовод: сколько садов заложил, на скольких участках начал посадку… Скромный человек с мирной профессией.
А другую профессию Юлдаша Разикова открыли следопыты, и немало удивились: орден Александра Невского, ордена Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, медаль «За оборону Кавказа»… Ушел Разиков на войну добровольцем в самом ее начале, был рядовым солдатом, а закончил гвардии капитаном. Воевал на Украине, защищал многие российские города, высаживался с десантом в Керчи. О его боевом пути подробно рассказывает теперь сельский музей Славы.
А бывший солдат по-прежнему занят мирными заботами. Еще один молодой сад заложен и требует каждодневного ухода. Давно мечтал Юлдаш Разиков вырастить гранатовый сад, и мечта его осуществилась.
Незнакомому юноше из Москвы…
22 июня 1944 года — высечено на памятнике солдату Бреславскому в селе Лесковичи в Белоруссии. Это день его гибели. 22 июня 1944 года— эту дату поставил Борис Бреславский под своим последним письмом домой: «…В Киеве фашисты живьем закапывали людей, и маленькая девочка кричала: «Зачем вы мне сыплете песок в глаза?». Я слышу этот крик. И только тогда утихнет он, когда последний захватчик исчезнет с нашей земли. За все: за отца, за твои слезы, мама, за эту девочку — я буду драться. Дорогая мамочка! Иду в бой. Мысленно я сейчас с тобою, моя родная. Не волнуйся, я спокоен…»
Софья Моисеевна Бреславская, мать солдата, каждый год приезжает на могилу сына, которую отыскали лесковичские следопыты. Дорога к памятнику печально тиха. Так же светит солнце, как в день последнего боя, так же синеет небо. Вот только крепких дубов, трепетных берез и пахучих лип не мог видеть ее Боря. Они высажены после войны руками следопытов.
«Александр» в честь Александра
Знаете ли вы, сколько времени требуется, чтобы вывести новый сорт винограда? Пятнадцать— двадцать лет…
Старший научный сотрудник опытного сада Башкирского научно-исследовательского института сельского хозяйства, лауреат Государственной премии Лидия Николаевна Стреляева занимается виноградом с 1935 года.
На месте нынешнего трехгектарного виноградника в Кушнаренково тогда был лес. Выписала Лидия Николаевна из Мичуринска двадцать два сорта винограда — только шесть из них выжили. С них-то и начались башкирские сорта. Около сотни гибридных сортов выведено селекционером Стреляевой — чудо-сортов, выдерживающих пятидесятиградусные морозы.
Здесь, в Предуралье, родились сорта «юбилейный», «кичкинэ», «башкирский черный», «башкирский изумрудный», «созвездие» и многие другие. Есть сорт «Александр» — наверное, единственный в мире, который будет писаться с большой буквы. Этот сорт Лидия Николаевна вывела и назвала в честь своего сына Саши, погибшего за пять месяцев до окончания войны…
Только в 1972 году узнала мать, где находится могила сына. Следопыты из литовского города Гаргждай сообщили ей, что Александр Стреляев погиб в разведке, что похоронен он в их городе и что один из пионерских отрядов школы № 1 в Гаргждае носит его имя.