А вот и первый документ, который посчастливилось разыскать… под слоем обоев при ремонте одного очень старого дома. Это афиша, в которой извещается, что «с дозволения начальства в воскресенье 18 сентября 1866 года прибывшею труппою вольтижеров из Австрии под дирекцией
Эммануэля Беранека дано будет большое великолепное представление в трёх отделениях».
Программа его и в самом деле была большой, несомненно — многочасовой. В афише перечислены десятки номеров — сирийские игры, вольтижировка, живые картины с бенгальским огнём, комическая пантомима, фокусы, жонглирование…
Между прочим, в программе, наряду «с прибывшими из Австрии» артистами с нерусскими именами, числится и наездница Федосья Шаврина— явно русского происхождения, уклонившаяся от звучного иностранного псевдонима.
Ещё афиша, которую затрудняешься, как назвать — театральной или цирковой. В январе 1867 года в Екатеринбургском городском театре после пьесы А. В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» давалось представление «братьев Валлерий», названное «Летающий человек, или Полёт Лиотара». Такое сочетание для нас ныне диковато, и можно подумать, что и тогда оно было случайным. Но вот передо мной другая афиша, вернее, театральная программа, уже от 19 октября 1900 года. В театре при Верх-Исетском народном доме, где в тот сезон играла драматическая труппа П. П. Струйского,
после спектакля «Плоды просвещения» было дано «представление знаменитого клоуна Анатолия Дурова». Выступал он не один, а с музыкальными клоунами Луи и Робертом, силачом Самсоновым и танцовщицей Лоло, то есть с целой, пусть небольшой, труппой.
Порывшись в папке с дореволюционными афишами, встречаю и такую: некий «г. Филипп из Парижа»
извещает, что 3 января 1874 года его труппа даст представление в пяти отделениях. В одном из них «профессор Левье Галюше» показывал фокусы «с химией, магией, гидравликой(!) и волшебством»; второе и четвёртое отделения были отданы музыканту Кнаппе, который умудрялся на семи инструментах одновременно играть разные марши и вальсы; третье состояло в «большом калифорнийском вечере с разными переменами» и, наконец, пятое заключалось в раздаче бесплатных премий (дешёвая рекламная приманка — видимо, сборы были невелики).
В 1879 году в городе появилась своя газета — «Екатеринбургская неделя», и среди информаций о местных новостях стали встречаться, хоть и не часто, сообщения о цирке. Особенно часто — с 1883 года, когда известный цирковой директор Максимилиан Труцци построил первое в городе
долговременное, а не сезонное, здание для цирка. Возведено оно было «на новом рынке, против кирхи» — на месте нынешнего театра имени Луначарского. Одновременно Труцци построил такие же здания в Перми и в Ирбите…