Среди развалин возвышается двухэтажный воеводский дворец. Городище обнесено пятью башнями. Сохранилось несколько церквей, одна из них пятиглавая…
Много времени прошло с тех пор, много воды утекло в реке Мангазее, но замшелые стены хранят
следы человека, кое-где остались покрытые густой ржавчиной остатки металлических изделий.
Городище расположилось на правом берегу реки Мангазеи, впадающей в реку Таз. Клювообразный мыс, где сохранились строения, постепенно исчезает, размывается прямыми ударами быстрых вод Мангазеи, осенью и весной затопляется. Остальная часть берега заросла кустарником и лиственничным молодняком.
Яркие следы давнишнего пожара сохранились, простираясь далеко на север. Аэрофотосъёмочные материалы дают возможность сделать предположительные заключения, что когда-то пожар охватил всю эту царскую вотчину. Ветры унесли лесное бедствие на север.
В загадочном городище мы очень удивились: здесь нет комаров и мошки — ветры обдувают мыс с
трёх сторон, такие уголки на севере редкость. Возможно, эти ветры и спасли когда-то часть строений Мангазеи.
На обратном пути мы заметили стойбище из нескольких чумов на берегу безымянной речушки. Из чумов высыпали дети и несколько взрослых. Это были ханты — небольшая народность Крайнего Севера. Они и рассказали нам о Мангазее и древнем водном Мангазейском пути от Архангельска до полуострова Ямал. На Ямале караваны шли по внутренней системе рек и озёр, иногда баркасы перетаскивались волоком.
Тундровые лишайниковые пространства до наших дней сохранили следы волоков. Эти шрамы ясно прослеживаются с воздуха в районе озера Луци-хамо-то, что в переводе означает «озеро погибших русских»…