Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Бессмертное племя матросовцев

Тринадцатилетним встретил войну украинский паренёк Толя Комар. Глазами, полными слёз, провожал он на фронт отца.
— Помогай маме, Толя. Теперь ты вместо меня остаёшься, помни! — наказывал отец.
Прошло несколько месяцев, и гитлеровцы захватили город Славянск. Днём и ночью топтали улицы патрули, в домах шли повальные облавы, обыски, ежедневно отправлялись в Германию эшелоны с продовольствием и людьми, которых увозили в рабство.
Чтобы спастись от фашистской неволи, мать Толи решила перебраться в Полтаву. С трудом раздобыли лошадь, вместе с маленькими Володей и Борей отправились в путь. Три недели мыкалась семья по дорогам истерзанной Украины, ночуя в сараях, а чаще в поле, под открытым
небом. Но в Полтаву так и не попали — кое-как найдя пристанище, остановились в селе Бригадировка. Жили как могли.
Один предатель сообщил в полицию, что Толя помогает скрываться двум советским лётчикам, носит им по ночам продукты, бинты. Гитлеровцы сделали в доме обыск, ничего не нашли, но мальчика забрали в комендатуру. Вернулся он через четыре дня в кровоподтёках.
— Мама, я им ничего не сказал…— прошептал Толя.
В августе сорок третьего в Бригадировке услышали далёкую канонаду. По селу покатились машины с отступающими гитлеровцами. Как-то ночью Толя заметил пробирающихся по улице к центру наших разведчиков.
— Стойте! — тихо окликнул он их.— Туда нельзя, немцев много.
Он огородами вывел разведчиков в тыл фашистам. А на другой день Толя Комар с разведротой 252-й Краснознамённой Харьковской дивизии ушёл из Бригадировки.
Юного разведчика полюбили все. Он проникал туда, куда не могли пройти взрослые, ходил в одиночку. Когда вышли к Днепру, Толя нашёл скрытые подступы к реке, обеспечил успешную переправу. На его груди появилась медаль «За отвагу». На фронте Толя стал комсомольцем.
Он часто писал матери. В одном его письме находим строки: «Идут дожди, в землянках мокро…ветер. Но духом не падаем. Вспомнишь Сашу Матросова — и трудности нипочём…»
Юный солдат не знал, что скоро его имя станет рядом с именем Александра Матросова.



Перейти к верхней панели