Десять лет назад в «Уральском следопыте» был опубликован очерк писателя А. Маркова «Атаман Метёлка». Подняв документы Государственного архива Астраханской области, автор очерка впервые попытался показать эпизоды борьбы одного из героев Крестьянской войны 1773— 1775 гг., действовавшего под именем Заметаева (Запрометова, Метёлки, Заметайло, Дубровского) на территории Нижней Волги и берегах Каспия. Он продолжал борьбу уже после поражения главных повстанческих сил, после казни крестьянского вождя и его наиболее видных соратников.
Верный основной идее Крестьянской войны — уничтожить крепостное право и класс «мирских кровопивцов» — дворян, пугачёвец поднял знамя войны в страшное время. По приказу главнокомандующего карательными войсками графа Петра Панина руководителей повстанческих отрядов четвертовали, головы и тела их бросали на колоды у проезжих дорог.
По А. Маркову, имя атамана Заметаева стало известно астраханским властям ещё в 1774 году в связи с попыткой особого войска полковника князя Дондукова поймать Е. И. Пугачёва после поражения его Главной армии под деревней Чёрный Яр. По рапорту Дондукова, «разъезды усмотрели выше Чёрного Яра следов до ста пятидесят, переправившихся на Луговую сторону Волги против урочища Тонкеля, которые вверх по Волге следуют к шёлковым заводам…» Князь послал по следам погоню в триста всадников, дав им лучших коней. «Как вскоре выяснилось,—пишет А. Марков,— это был не отряд Пугачёва, а повстанцы под командой атамана Заметайлова».
Случилось это, видимо, в конце августа 1774 года. Поймать Заметаева не удалось. Несколько месяцев о нём не было слышно. Только в начале марта 1775 года «за Волгою против села Золотого Заметайлова настигла команда капитана Бахмуцкого полка Закуля». После короткой схватки атаману удалось уйти, по слухам, «в понизовье великой реки».
Факт этот взволновал не только местные власти, но и державную столицу, командование карательными войсками. «От знаменитого полководца Суворова,— сообщает А. Марков,—требовали самых неотложных мер». «7 апреля Суворов прислал уведомление астраханскому губернатору П. Н. Кречетникову, где говорилось, что «бывший в большой привязанности к самозванцу какой-то простой мужик, именуемый Заметайло, отваживается внушить народу новые колебания и возмущения». Суворов требовал сообщить о Заметайлове «во все присутственные места, на заставы, в уездные города».
С этого момента началась подлинная охота на атамана и его товарищей. Власти предпринимали всё, чтобы изловить пугачёвца, объявили награду за его поимку, расставили посты и засады, снарядили целую роту шпионов, переодетых бурлаками. Но все эти меры оказались напрасными. Атаман был неуловим.