7 августа Владимир Ильич сообщает матери и сестре: «Минусинцы вообще провели лето очень хорошо». Видимо, Кржижановские и Старковы уже переехали в город. В этом же письме есть такие строчки: «Сегодня мы ждём гостей: Глеба с женой и Базиля из Минусы. Глеб, говорят, получил разрешение переехать на железную дорогу, чтобы занять место инженера…»
Значит, Ленин и Крупская могли приехать на Сафьяновскую заимку только в середине июля. Это совпадает и с днями возвращения Старкова.
«Приезжал, наконец, и Владимир Ильич из Шуши с Надеждой Константиновной…»
Как они могли добраться? Две возможности: на пароходе и на лошадях. Пароход ходил без расписания, попасть на него можно было только случайно. Можно допустить, что Ульяновы приезжают в Минусинск на лошадях — они надёжнее. В Минусинске путникам предстояло переправиться на пароме через протоку Енисея.
Был ли кто другой из ссыльных? Сказать трудно. И сколько времени пробыл Ленин на заимке, пока никому не известно.
«Вместе гуляли, пели хором революционные песни, без конца говорили о будущей нашей жизни и деятельности…» — вспоминает 3. П.Кржижановская.
О чём беседовал Ленин с товарищами? Он был для всех главным звеном, держал связь с рабочим движением, вёл обширную переписку и был в курсе всех важных событий. Владимира Ильича тревожил в то время важнейший вопрос — по какому пути пойдёт молодое русское рабочее движение? Российская социал-демократия переживала период разброда и идейных шатаний. Особую опасность для рабочего движения представляли «экономисты», отрицавшие самостоятельную политическую роль пролетариата.
Летом А. И. Ульянова-Елизарова из Петербурга высылает в Шушенское программу «экономистов» — «Кредо». В. И. Ленин решает немедленно выступить с критикой этой программы. Он составляет подлинный манифест революционного марксизма — «Протест российских социал-демократов» — и приглашает товарищей приехать на собрание, чтобы обсудить его. Такое собрание состоялось в селе Ермаковском, в доме ссыльного П. Н. Лепешинского.
В письме 1 августа Ленин сообщает матери: «Анюте пишу вскоре насчёт «Кредо» (очень меня и всех нас интересующего и возмущающего…)» Возможно, и на заимке политссыльные обсудили этот вопрос. Он был главной темой на тот отрезок времени.
Где была Сафьяновская заимка?
Интересная запись есть в письме политссыльного В. К. Курнатовского (в деревне Ивановка, где он жил, в октябре 1898 года Ленин и Крупская навещали его): «Минусинцы живут все на даче, в пяти верстах от Минусинска, на заимке, и очень довольны ею». Датировано 22 июня.