Первая всемирная выставка была организована с целью поощрения искусств, ремёсел и торговли. В лондонском Гайд-парке соорудили стеклянный дворец «Кристаллпалас» по проекту архитектора, в прошлом садовника, Джозефа Пекстона. Его опыт создания огромных оранжерей для заморских пальм подсказал простое и оригинальное решение: использовать чугунные конструкции и стекло для стен и кровли взамен кирпича и дерева. Здание, занимавшее площадь 70 000 квадратных метров, начали собирать всего лишь за девять месяцев до открытия выставки.
Хрустальный дворец был признан чудом инженерного искусства. Как писал В. В. Стасов, «вместе с
первой всемирной выставкой создалась вдруг новая архитектура, небывалая, невиданная».
Огромные толпы людей медленно двигались вдоль стендов. Знаменитый бриллиант Кохи-нур величиной с голубиное яйцо. Первые фабричные изделия из каучука американской компании Гудийра. Автоматический пистолет «кольт». Швейная машина «Зингер». Огромная паровая машина для океанских судов. Всё это удивляло и поражало.
130 экспонатов, присланных из России, удостоились разных наград.
За медь и железо тагильские заводы Демидовых получили три бронзовые медали. Казённый Артинский завод прислал свои косы и был удостоен за них серебряной медали. (В скобках можно заметить, что технологию изготовления этих великолепных кос разработал ещё в 1827- году выдающийся уральский металлург П. П. Аносов, что и поныне единственным в стране предприятием, где делают самые лучшие косы и серпы, остаётся Артинский механический завод в Свердловской области. Казалось бы, нужны ли эти древние орудия труда в наш век? Оказывается, нужны очень. Ежегодно Артинский завод выпускает более шести миллионов кос и полтора миллиона серпов!).
Об изделиях Екатеринбургской гранильной фабрики в Лондоне писали, что они «превосходили любые подобные произведения древнего искусства». Ваза из серо-зелёной калканской яшмы с рельефной резьбой получила медаль второй степени.