…Есть на полуострове Ямал, далеко за Северным полярным кругом, удивительнейший феномен природы — среди окружающей голой тундры протянулся по берегам реки Хадыты-Яхи большой лесной массив. Специалистов, естественно, интересует эта загадка природы. Несколько сезонов проводила здесь исследования и группа С. Г. Шиятова. Ученые нашли ветеранов этого реликтового леса, которым уже перевалило на пятую сотню лет.
Изучив хадытинский лесной остров, декдрохронологи пришли к выводу, что несколько веков назад леса на севере занимали гораздо большие площади, но с наступлением похолодания отступили на юг. Только в речной долине Хадыты для них сохранились если не благоприятные, то вполне приемлемые условия. А по построенным, учеными дендрошкалам можно составить представление о климате ямальской тундры на протяжении последних пяти-четырех веков. Это особенно ценно: тундра, как правило, безлесна, а ведь Арктика всегда считалась кухней погоды.
— Можете ли вы ответить, какова, к примеру, была погода на Ямале в год смерти Пушкина?
— Отчего же,— с готовностью откликается ученый и роется в таблицах своих дендрошкал.— 1837-й… Ага, вот. Холодный был год. Вообще в начале девятнадцатого века на морском побережье нынешней Тюменской области отмечалось одно из самых глубоких и сильных похолоданий.