Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Деревянная наковальня
Когда случается подняться на Ротную гору — самую высокую вершину, то не премину пройти по северному ее склону, который я назвал «дендрарием » за обилие растительности. Здесь, на высоте около двух тысяч метров над уровнем моря, на площади всего в несколько гектаров растут деревья и знойного юга, и севера: кедр, орех, бархат, граб, диморфант, ель, пихта, дуб, береза и даже ясень. Тут же встречаются колючие стволы дальневосточной пальмы аралии, элеутерококк и лиана-актинидия, лимонник, виноград…
На днях я проходил по «дендрарию». С вершины Ротной горы прилетали время от времени мощные порывы ветра, и тогда рядом с медно-красными великанами-кедрами раздавались глухие удары: «Бух-бах!» Это падали спелые шишки. Поднял одну в капельках золотистой смолки и, присев на валежину, стал вылущивать вкусные орешки.
Ветер постепенно утих, и воцарилась немая тишина. Вдруг слышу: «Сту-стук, сту-стук!» Кто это мог быть? Пошел тихонько на звуки. Смотрю, стоит в окружении великанов-кедров толстый высоченный диморфант, темная кора на котором изрезана, как шрамами, глубокими трещинами. И одну из трещин старательно простукивает клювом черноголовый дубонос.
При каждом ударе из трещины вылетают и падают на землю желтые скорлупки от кедровых орешков. Услышав шорох сухой листвы, птица снялась и улетела. Я осмотрел трещины на коре, обнаружил в них десятки целых, не расколотых орешков. Оказывается, черноголовый дубонос приспособил глубокие трещины на коре диморфанта, как зажимы. Прилетит после меня дубонос, и снова заработает деревянная наковальня. И птица будет лакомиться орешками.



Перейти к верхней панели