В 1880 году при разработке месторождения золота в одном из разрезов Курьинского прииска в Невьянском районе Свердловской области был найден предмет религиозного культа эпохи неолита — деревянный идол. Он пролежал четыре тысячи лет под четырехметровым слоем торфа и благодаря этому сохранился, в то время как другие деревянные предметы этого времени безвозвратно погибли. Шигирский идол — один из редчайших экспонатов Свердловского краеведческого музея.
В наших музеях есть поистине удивительные предметы. Но не ездить же по самым разным городам только затем, чтобы взглянуть на них. Мы решили помочь нашему читателю увидеть эти редкие вещи. Об уникальных экспонатах государственных краеведческих и народных музеев, музеев школ и Дворцов пионеров читайте в новом разделе «Музей одного экспоната».
…Древние мастера сделали его из ствола сосны. Сначала они вырубили пятиметровую доску, грубо отшлифовали поверхность, нанесли орнамент: продольные и поперечные полосы — получился корпус, изобразили на нем пять человеческих личин, три спереди и две сзади. Потом из этого же бревна выдолбили голову по подобию человеческой. Высверлили глаза и рот, вырезали нос, но оставили плоскими щеки.
Четыре тысячи лет назад этот идол стоял и смотрел на мир и на людей пустыми дырами глаз. И люди, которым он был обязан своим появлением, поклонялись ему. Это был их бог. Он знал, какая будет погода, и удачно ли пройдет охота, и охотники, прежде чем идти на зверя, подносили ему дары и долго беседовали с ним. Когда идол был «в хорошем настроении » и принимал дары, охотник шел в лес, не боясь опасностей: идол был с ним, он охранял его. А когда идол гневался и дара не принимал, охотник, хотя и оставлял у его ног то, что принес, на охоту идти не решался и дожидался лучших времен.
Шигирский идол донес до двадцатого века вещественное доказательство давно схороненных культур, от которых мало что осталось, — ведь многие сотни идолов и более поздних эпох сгнили в земле, не оставив и следа, как сгнили почти все предметы того времени, выполненные из дерева. Этого же спасло то, что он непостижимым образом «при жизни» попал на дно озера, которое впоследствии высохло и на его месте образовалась толща торфа.
Что помогло ему сохраниться? Существуют две версии. По первой он был выдернут из земли, в которую вкапывался, — об этом свидетельствует грубая и наиболее подгнившая нижняя часть, — и сброшен в воду. Могло же быть, что люди сами разгневались на него и заменили новым, или кто-то осквернил деревянного бога… По второй версии, идол плавал по Шигирскому озеру ка плоту вместе с шаманом, и охотники перед промыслом причаливали к плоту на лодках, складывая дары, которых у его ног накопилось очень много. Может быть, началась война с соседним племенем: плот был сожжен и, так как основание деревянного божества сгорело первым, он упал в воду и затонул. А может быть, никакой войны не было: кто-то подплыл, забрал дары, — чего там только не было: и оружие, и посуда, и шкуры, и украшения… — а плот уничтожил.
Это только версии. Как все было на самом деле — никто не знает. Ясно только то, что идол’ очутился на дне Шигирского озера, которое при перемещении водораздела на восток превратилось в торфяник. Четырехметровый слой торфа уберег деревянное тело истукана, лишив его доступа воздуха.
В этом есть даже парадокс: гнев племени, решившего заменить идола новым истуканом, или происшедшее с ним несчастье сохранили на многие тысячелетия один из самых важных предметов в жизни древних людей — предмет культа.
Он был найден случайно, как случайно найдены другие предметы Шигирской «кладовой древности». Рабочий, который наткнулся на него, не слишком щадил деревянное чудо: и теперь на его теле заметны рубцы, оставшиеся от лопаты. Первым археологам так и не удалось установить, в каком положении он находился в торфе. Вместе с черепками посуды и наконечниками стрел на свет было извлечено десять кусков идолового тела.
Уральский ученый-археолог Д. И. Лобанов, который первым реставрировал идола, правильно соединил основные части, хотя он так и не смог обнаружить едва заметные на расщепленных кусках дерева изображения человеческих личин и поставил их в перевернутом положении. Д. И. Лобанов не уловил также соответствия между плечами и руками, многие куски остались неиспользованными, а руки и перекрещивающиеся ноги были додуманы реставратором.
В 1914 году. ученый-археолог, тоже уралец, В. Я. Толмачев заново реставрировал Шигирского идола. Ему удалось добиться соединения всех частей, о чем свидетельствует совпадение сучков, орнаментов, годичных слоев дерева; стало налицо сходство формы идола с идолами вогулов и остяков. Толмачевский идол, в отличие от лобановского, не имел ни рук, ни ног. У него была просто голова, тонкой шеей соединенная с корпусом — доской шириной 25 сантиметров и толщиной от 4 до 6 сантиметров.
В таком виде идол и сохраняется теперь в Свердловском краеведческом музее