После открытия березовского газа Западная Сибирь оглушила геологов своими масштабами. Огромные, равные по территории целым государствам, площади тайги и болот были совершенно не исследованными. Чтобы покрыть их сплошной сетью наблюдений, понадобились бы десятки лет. А время торопило, гнало — развивать успех надо было немедля.
Водруженные на вертолеты и самолеты сейсмостанции проводили замеры на отдельных пунктах, километрах в восьми-десяти друг от друга. Каждая из таких точек сама по себе ничего не говорила. Но взятые вместе, они вдруг «проявляли» геологическую картину огромного района. После этого на самых обещающих участках можно было начинать поисковые работы.
Новшество, сократившее на десятилетия первый период разведки, тюменские геофизики назвали методом точечного сейсмозондирования. Одним из авторов его был Дмитрий Тальвирский. В Березове его впервые применил Семен Альтер, в Ханты-Мансийске— Евгений Сутормин. Леонид Гиршгорн начал внедрять точечное сейсмозондирование в Надымско-Пуровском междуречье — там, где сейчас сосредоточены крупнейшие в мире месторождения природного газа.